Размер шрифта:
А А А
Интервал:
выключить версию для слабовидящих

«Ни в коем случае нельзя игнорировать тревожные симптомы и думать, что «само пройдет»

Буллинг — это агрессивное преследование одного из членов коллектива. Явление в школе, к сожалению, не редкое. Буллинг может быть ограничен психологической травлей
(насмешки, оскорбления, клевета, запугивание). В крайних вариантах может присутствовать физическая травля. Жертвой буллинга может стать практически любой человек. Но чаще всего жертву выбирают из детей-изгоев, из «не таких, как все».

Изгой и жертва буллинга — это не одно и то же. Изгой — это член коллектива, с которым избегают общаться; возможно, потому, что он сам не тянется к общению. «Он какой-то странный», — говорят про него одноклассники. Или человек, система ценностей которого сильно отличается от общепринятой в данном коллективе, и по этой причине сложно найти общую тему для общения. Изгой — тот, с кем мало общаются. Жертва буллинга — это тот, кого целенаправленно травят, унижают всем классом.

Тревожные симптомы, указывающие на возможный буллинг ребенка

• Ребенок внезапно стал получать низкие оценки, его внимание отключается от учебы.
• Постоянно выдумывает различные предлоги, чтобы не пойти в школу.
• Настроение преимущественно подавленное; ребенок все больше замыкается в себе либо становится вспыльчив с членами семьи без особого повода, как будто просто сбрасывает нервное напряжение.
• Негативно реагирует на вопросы о школе. Старается избегать этой темы.
• Домой приходит в испачканной одежде. «Упал» — а на куртке явно виден отпечаток обуви. «Падает» часто. Приходит домой с синяками и ссадинами.
• Одежда может быть испорчена. Порезана бритвой, чем-то облита, залеплена жвачкой, прожжена сигаретой, мех на капюшоне криво срезан ножницами.
• Испорчены могут быть и другие личные вещи: разбитый телефон, мятые тетради, вырванные и исписанные страницы учебника.
• Ребенок часто «теряет» вещи и карманные деньги.
• Не общается с одноклассниками в свободное от уроков время, никого не приглашает на свой день рождения и сам ни к кому не ходит. Не выходит играть во двор.
• Старается ходить в школу разными маршрутами. Домой возвращается не всегда вовремя. (Обидчики могут подкарауливать жертву на привычном маршруте, поджидать после уроков. Чтобы избежать встречи с ними, приходится менять маршрут, часами прятаться в школе в надежде, что обидчикам надоест ждать и они уйдут.)

Понятно, что по отдельности каждый симптом может присутствовать, но при этом не иметь отношения к буллингу. Ребенок может не любить ходить в школу и симулировать недомогание в дни контрольных. Ребенок может задерживаться после уроков и приходить домой в грязной одежде, потому что после уроков активно гулял с одноклассниками во дворе. Ребенок с тягой к путешествиям исследует разные маршруты.

Обращайте внимание прежде всего на эмоциональное состояние ребенка. Он весел, активен, спокоен? Или подавлен, зажат, испуган, избегает разговоров о школе? Ни в коем случае нельзя игнорировать тревожные симптомы и думать, что «само пройдет». Буллинг не просто детская ссора или недоразумение, которое может внезапно и без последствий пройти.

Фрагмент из книги «Школьники «Ленивой мамы», Издательство Бомбора

 

Дата публикации: 05.04.2019
You can leave a response, or trackback from your own site.

Оставить комментарий