Размер шрифта:
А А А
Интервал:
выключить версию для слабовидящих

Положение о дополнительном образовании

  1. Общие положения

1.1. Настоящее положение  определяет цели и задачи системы дополнительного образования (далее ДО) МБУ Центр «Аистёнок» (далее МБУ), содержание и формы работы в системе дополнительного образования, профессиональные требования, предъявляемые к педагогам дополнительного образования, режим работы объединений дополнительного образования, порядок приёма, отчисления, перевода и восстановления, обучающихся в объединениях дополнительного образования,  а также формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 24.05.2014г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.32.59.-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Устава МБУ Центр «Аистёнок».

  1. Цель и основные задачи системы дополнительного образования МБУ

2.1. Целью работы системы дополнительного образования является  максимальное личностное развитие каждого воспитанника, сохранение его неповторимости, раскрытие одаренности, адаптация личности к условиям жизни в обществе, выявление и развитие профессиональных интересов,  организация содержательного досуга воспитанников.

2.2. Основными задачами системы дополнительного образования являются:

  • формирование объединений дополнительного образования как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого воспитанника;
  • организация различных видов коллективной и индивидуальной деятельности в разновозрастных группах, ведущих к формированию общей культуры воспитанников;
  • осуществление коррекции воспитательного процесса, способствующего полному и свободному развитию способностей и потребностей воспитанников;
  • обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе ДО;
  • создание условий для укрепления здоровья, развития творческих интересов, профессионального самоопределения и творческого труда детей и подростков.

III. Содержание и формы работы в системе дополнительного образования

3.1. Содержание работы в объединении дополнительного образования должно быть направлено на достижение основной цели системы дополнительного образования МБУ, определенной в данном Положении, и раскрываться в образовательной программе каждого педагога ДО.

3.2. Выбор конкретных форм работы  в объединении дополнительного образования является прерогативой педагога ДО. Выбранная форма должна отвечать  возрастным и половым особенностям воспитанников и наиболее эффективным образом способствовать усвоению содержания образовательной программы соответствующей направленности.

3.3. С учетом направленности программ дополнительного образования занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом детей. Количество детей в объединении, их возрастные категории (группы могут быть одновозрастные или разновозрастные), а так же продолжительность учебных занятий зависит от направленности дополнительной общеобразовательной программы педагога дополнительного образования.

  1. IV. Организация режима работы объединения дополнительного образования

4.1. При установлении режима работы объединения дополнительного образования учитывается:

  • учебная нагрузка педагога ДО;
  • продолжительность занятий обучающихся;
  • требования охраны труда участников учебно-воспитательного процесса.

4.2.  Учебный год в дополнительном образовании МБУ начинается 1 сентября и  завершается  30 мая.

4.3. В каникулярное время педагог дополнительного образования проводит массовые мероприятия в рамках всего МБУ, согласно программе воспитания и плану жизнедеятельности МБУ  в дни каникул.

4.4. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в образовательных учреждениях.

4.5. Каждый вновь поступивший воспитанник в МБУ становится участником занятий в  любом кружке, по собственному интересу, либо по рекомендации специалистов дополнительного образования, коррекционной службы, либо в рамках выполнения творческого задания для подготовки к коллективному творческому делу.

4.6.  Каждый воспитанник имеет право  в течение года менять объединение  дополнительного образования по желанию.

4.7. Между занятиями в объединении дополнительного образования  установлен 15-минутный перерыв  для отдыха.

4.8. Начало занятий в объединениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00 ч, а их окончание – до  20.00, для воспитанников 16-18 лет не позднее 21.00 ч.

4.9. Занятия детей в объединениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая выходные и каникулы.

4.10. Продолжительность одного учебного занятия в объединении дополнительного образования составляет 45 минут.

4.11. Занятость детей в объединениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 2 часов, в выходные и каникулярные дни — 3 часа. После 45 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений.

4.12. Наполняемость кружка в дополнительном образовании  МБУ допускается  не более 15  воспитанников, что обусловлено особенностями психического и соматического здоровья  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Педагог дополнительного образования планирует и проводит индивидуальные занятия с воспитанниками, включая их в расписание.

4.13.  Занятия во всех объединениях    дополнительного образования проводятся на бесплатной основе.

4.14.   Качество освоения программы кружка воспитанником оценивается  дифференцированно:  уровневыми показателями (высокий, средний низкий) — при наблюдении, проведении контрольных срезов тестов и т.д.  Наиболее высокие достижения воспитанников  в творчестве, спорте, учебной деятельности (дипломы, грамоты, сертификаты при участии в фестивалях, конкурсах, первенствах, состязаниях и др.) отмечаются вручением  призов на общем собрании.

4.15.  Обучение  в дополнительном образовании осуществляется на русском языке.

  1. Порядок приема, перевода, отчисления и восстановления

5.1. В объединения дополнительного образования МБУ принимаются воспитанники МБУ  от 5 до 18 лет на основе свободного выбора в соответствии с их способностями и интересами.

5.2. Прием в объединения дополнительного образования МБУ производится согласно заявлению о приеме обучающихся воспитанников,  достигших 14 лет или заместителя директора для детей от 5 до 14 лет.

5.3. Прием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов производится на основании заявления при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации.

5.4. Прием обучающихся в объединение дополнительного образования оформляется приказом директора МБУ.

5.5. Каждый воспитанник имеет право быть принятым в несколько объединений, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.

5.6. Спорные вопросы, возникающие в ходе приема обучающегося воспитанника, решаются совместно с педагогом дополнительного образования и представителями администрации Учреждения в порядке, установленном локальными актами МБУ (Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений).

5.7. Обучающиеся, полностью освоившие программу предыдущего учебного года, переводятся на следующий год без предоставления заявления на основании итогов промежуточной аттестации и приказа директора МБУ.

5.8. В случае расформирования объединения в течение учебного года по объективным причинам (длительная болезнь педагога, увольнение педагога и т. д.) воспитаннику предоставляется право перевода в другие детские объединения МБУ.

5.9. Спорные вопросы, возникающие в ходе перевода воспитанника, решаются совместно педагогом дополнительного образования и представителями администрации МБУ в порядке, установленном локальными актами МБУ.

5.10. Основанием для отчисления обучающегося  является:

— желание обучающегося (при наличии заявления от обучающегося или заместителя директора);

— выбытии воспитанника из учреждения в связи с определением ребенка на различные формы семейного устройства (опека, приемная семья, усыновление, возвращение в кровную семью);

5.11. Отчисление обучающегося производится  по приказу директора МБУ и оформляется педагогом отметкой о выбытии в журнале учета работы объединения.

5.12. Спорные вопросы, возникающие в ходе отчисления обучающегося, решаются совместно педагогом дополнительного образования и представителями администрации МБУ в порядке, установленном локальными актами МБУ.

5.13. Воспитанники, отчисленные ранее из объединения, имеют право на восстановление при наличии свободных мест после личного собеседования и  на основании личного заявления (обучающиеся, достигшие 14 лет) или заявления заместителя директора для детей от 5 до 14 лет.

5.14. Восстановление обучающихся воспитанников в объединении оформляется приказом директора на основании собеседования и заявления.

5.15. Спорные вопросы, возникающие в ходе восстановления обучающихся воспитанников в объединении, решаются совместно с педагогом дополнительного образования и представителями администрации МБУ в порядке, установленном локальными актами МБУ.

  1. VI. Профессиональные требования к педагогу – руководителю объединения дополнительного образования учащихся.

6.1. Педагог дополнительного образования — профессионал-педагог, который организует систему отношений между МБУ и ребенком через разнообразные виды воспитывающей, обучающей и развивающей деятельности, создает условия для индивидуального самовыражения каждого воспитанника.

6.2. В своей деятельности педагог дополнительного образования руководствуется Конституцией и Законами Российской Федерации, решениями органов управления образованием всех уровней по вопросам дополнительного образования  детей, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, Типовым положением об общеобразовательном учреждении,  Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом и локальными актами МБУ Центр «Аистёнок», образовательной программой педагога дополнительного образования, соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.

6.3. Должностные обязанности педагога дополнительного образования, его права и ответственность определены должностной инструкцией.

6.4. Педагог дополнительного образования систематически повышает свою профессиональную квалификацию, участвует в методической работе.

6.5. Педагог дополнительного образования своевременно заполняет в установленном порядке документацию МБУ в соответствии со спецификой и формами организации дополнительного образования (циклограмма, расписание занятий, журнал работы, анализ работы 2 раза в год: заполнение карт, информационных таблиц,  анкетирование, тесты, срезы).

6.6. Педагог дополнительного образования  назначается и освобождается от должности приказом директора МБУ.

6.7. Координацию деятельности педагогов дополнительного образования, оказание необходимой методической помощи и контроль за работой осуществляют заместитель директора   через проводимые ими семинары, «круглые столы», индивидуальную работу, Дни открытых дверей, тематические и фронтальные проверки и проч.

  1. Формы, периодичность итоговой аттестации учащихся

7.1. Формы промежуточного и итогового контроля (к примеру, открытые занятия, зачетные занятия, отчетный концерт и т.п.), а также могут быть представлены формы входного и текущего контроля.

7.2. Разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. Перечисляются согласно учебному (тематическому) плану (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.).

7.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов (зафиксированных в учебном (тематическом) плане): педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, диагностическая карта, устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий, творческий показ, защита творческих работ, спектакль, отчётный концерт, семинар, зачет, контрольная работа, фестиваль, концерт, соревнование, сдача нормативов, презентация проектов, анализ участия коллектива и каждого обучающегося в мероприятиях, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, конкурс, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.

7.3. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: анкеты учащихся, аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей, свидетельство (сертификат), статья и др.

7.4. Отчетные занятия проводятся 2 раза в год (декабрь, май), участие в традиционных фестивалях и конкурсах.

Дата публикации: 30.03.2020

Comments are closed.