- Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет цели и задачи системы дополнительного образования (далее ДО) МБУ Центр «Аистёнок» (далее МБУ), содержание и формы работы в системе дополнительного образования, профессиональные требования, предъявляемые к педагогам дополнительного образования, режим работы объединений дополнительного образования, порядок приёма, отчисления, перевода и восстановления, обучающихся в объединениях дополнительного образования, а также формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 24.05.2014г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.32.59.-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Устава МБУ Центр «Аистёнок».
- Цель и основные задачи системы дополнительного образования МБУ
2.1. Целью работы системы дополнительного образования является максимальное личностное развитие каждого воспитанника, сохранение его неповторимости, раскрытие одаренности, адаптация личности к условиям жизни в обществе, выявление и развитие профессиональных интересов, организация содержательного досуга воспитанников.
2.2. Основными задачами системы дополнительного образования являются:
- формирование объединений дополнительного образования как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого воспитанника;
- организация различных видов коллективной и индивидуальной деятельности в разновозрастных группах, ведущих к формированию общей культуры воспитанников;
- осуществление коррекции воспитательного процесса, способствующего полному и свободному развитию способностей и потребностей воспитанников;
- обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе ДО;
- создание условий для укрепления здоровья, развития творческих интересов, профессионального самоопределения и творческого труда детей и подростков.
III. Содержание и формы работы в системе дополнительного образования
3.1. Содержание работы в объединении дополнительного образования должно быть направлено на достижение основной цели системы дополнительного образования МБУ, определенной в данном Положении, и раскрываться в образовательной программе каждого педагога ДО.
3.2. Выбор конкретных форм работы в объединении дополнительного образования является прерогативой педагога ДО. Выбранная форма должна отвечать возрастным и половым особенностям воспитанников и наиболее эффективным образом способствовать усвоению содержания образовательной программы соответствующей направленности.
3.3. С учетом направленности программ дополнительного образования занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом детей. Количество детей в объединении, их возрастные категории (группы могут быть одновозрастные или разновозрастные), а так же продолжительность учебных занятий зависит от направленности дополнительной общеобразовательной программы педагога дополнительного образования.
- IV. Организация режима работы объединения дополнительного образования
4.1. При установлении режима работы объединения дополнительного образования учитывается:
- учебная нагрузка педагога ДО;
- продолжительность занятий обучающихся;
- требования охраны труда участников учебно-воспитательного процесса.
4.2. Учебный год в дополнительном образовании МБУ начинается 1 сентября и завершается 30 мая.
4.3. В каникулярное время педагог дополнительного образования проводит массовые мероприятия в рамках всего МБУ, согласно программе воспитания и плану жизнедеятельности МБУ в дни каникул.
4.4. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в образовательных учреждениях.
4.5. Каждый вновь поступивший воспитанник в МБУ становится участником занятий в любом кружке, по собственному интересу, либо по рекомендации специалистов дополнительного образования, коррекционной службы, либо в рамках выполнения творческого задания для подготовки к коллективному творческому делу.
4.6. Каждый воспитанник имеет право в течение года менять объединение дополнительного образования по желанию.
4.7. Между занятиями в объединении дополнительного образования установлен 15-минутный перерыв для отдыха.
4.8. Начало занятий в объединениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00 ч, а их окончание – до 20.00, для воспитанников 16-18 лет не позднее 21.00 ч.
4.9. Занятия детей в объединениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая выходные и каникулы.
4.10. Продолжительность одного учебного занятия в объединении дополнительного образования составляет 45 минут.
4.11. Занятость детей в объединениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 2 часов, в выходные и каникулярные дни — 3 часа. После 45 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений.
4.12. Наполняемость кружка в дополнительном образовании МБУ допускается не более 15 воспитанников, что обусловлено особенностями психического и соматического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Педагог дополнительного образования планирует и проводит индивидуальные занятия с воспитанниками, включая их в расписание.
4.13. Занятия во всех объединениях дополнительного образования проводятся на бесплатной основе.
4.14. Качество освоения программы кружка воспитанником оценивается дифференцированно: уровневыми показателями (высокий, средний низкий) — при наблюдении, проведении контрольных срезов тестов и т.д. Наиболее высокие достижения воспитанников в творчестве, спорте, учебной деятельности (дипломы, грамоты, сертификаты при участии в фестивалях, конкурсах, первенствах, состязаниях и др.) отмечаются вручением призов на общем собрании.
4.15. Обучение в дополнительном образовании осуществляется на русском языке.
- Порядок приема, перевода, отчисления и восстановления
5.1. В объединения дополнительного образования МБУ принимаются воспитанники МБУ от 5 до 18 лет на основе свободного выбора в соответствии с их способностями и интересами.
5.2. Прием в объединения дополнительного образования МБУ производится согласно заявлению о приеме обучающихся воспитанников, достигших 14 лет или заместителя директора для детей от 5 до 14 лет.
5.3. Прием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов производится на основании заявления при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации.
5.4. Прием обучающихся в объединение дополнительного образования оформляется приказом директора МБУ.
5.5. Каждый воспитанник имеет право быть принятым в несколько объединений, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
5.6. Спорные вопросы, возникающие в ходе приема обучающегося воспитанника, решаются совместно с педагогом дополнительного образования и представителями администрации Учреждения в порядке, установленном локальными актами МБУ (Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений).
5.7. Обучающиеся, полностью освоившие программу предыдущего учебного года, переводятся на следующий год без предоставления заявления на основании итогов промежуточной аттестации и приказа директора МБУ.
5.8. В случае расформирования объединения в течение учебного года по объективным причинам (длительная болезнь педагога, увольнение педагога и т. д.) воспитаннику предоставляется право перевода в другие детские объединения МБУ.
5.9. Спорные вопросы, возникающие в ходе перевода воспитанника, решаются совместно педагогом дополнительного образования и представителями администрации МБУ в порядке, установленном локальными актами МБУ.
5.10. Основанием для отчисления обучающегося является:
— желание обучающегося (при наличии заявления от обучающегося или заместителя директора);
— выбытии воспитанника из учреждения в связи с определением ребенка на различные формы семейного устройства (опека, приемная семья, усыновление, возвращение в кровную семью);
5.11. Отчисление обучающегося производится по приказу директора МБУ и оформляется педагогом отметкой о выбытии в журнале учета работы объединения.
5.12. Спорные вопросы, возникающие в ходе отчисления обучающегося, решаются совместно педагогом дополнительного образования и представителями администрации МБУ в порядке, установленном локальными актами МБУ.
5.13. Воспитанники, отчисленные ранее из объединения, имеют право на восстановление при наличии свободных мест после личного собеседования и на основании личного заявления (обучающиеся, достигшие 14 лет) или заявления заместителя директора для детей от 5 до 14 лет.
5.14. Восстановление обучающихся воспитанников в объединении оформляется приказом директора на основании собеседования и заявления.
5.15. Спорные вопросы, возникающие в ходе восстановления обучающихся воспитанников в объединении, решаются совместно с педагогом дополнительного образования и представителями администрации МБУ в порядке, установленном локальными актами МБУ.
- VI. Профессиональные требования к педагогу – руководителю объединения дополнительного образования учащихся.
6.1. Педагог дополнительного образования — профессионал-педагог, который организует систему отношений между МБУ и ребенком через разнообразные виды воспитывающей, обучающей и развивающей деятельности, создает условия для индивидуального самовыражения каждого воспитанника.
6.2. В своей деятельности педагог дополнительного образования руководствуется Конституцией и Законами Российской Федерации, решениями органов управления образованием всех уровней по вопросам дополнительного образования детей, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом и локальными актами МБУ Центр «Аистёнок», образовательной программой педагога дополнительного образования, соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.
6.3. Должностные обязанности педагога дополнительного образования, его права и ответственность определены должностной инструкцией.
6.4. Педагог дополнительного образования систематически повышает свою профессиональную квалификацию, участвует в методической работе.
6.5. Педагог дополнительного образования своевременно заполняет в установленном порядке документацию МБУ в соответствии со спецификой и формами организации дополнительного образования (циклограмма, расписание занятий, журнал работы, анализ работы 2 раза в год: заполнение карт, информационных таблиц, анкетирование, тесты, срезы).
6.6. Педагог дополнительного образования назначается и освобождается от должности приказом директора МБУ.
6.7. Координацию деятельности педагогов дополнительного образования, оказание необходимой методической помощи и контроль за работой осуществляют заместитель директора через проводимые ими семинары, «круглые столы», индивидуальную работу, Дни открытых дверей, тематические и фронтальные проверки и проч.
- Формы, периодичность итоговой аттестации учащихся
7.1. Формы промежуточного и итогового контроля (к примеру, открытые занятия, зачетные занятия, отчетный концерт и т.п.), а также могут быть представлены формы входного и текущего контроля.
7.2. Разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. Перечисляются согласно учебному (тематическому) плану (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.).
7.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов (зафиксированных в учебном (тематическом) плане): педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, диагностическая карта, устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий, творческий показ, защита творческих работ, спектакль, отчётный концерт, семинар, зачет, контрольная работа, фестиваль, концерт, соревнование, сдача нормативов, презентация проектов, анализ участия коллектива и каждого обучающегося в мероприятиях, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, конкурс, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.
7.3. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: анкеты учащихся, аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей, свидетельство (сертификат), статья и др.
7.4. Отчетные занятия проводятся 2 раза в год (декабрь, май), участие в традиционных фестивалях и конкурсах.