Размер шрифта:
А А А
Интервал:
выключить версию для слабовидящих

Положение о дополнительной образовательной программе

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Рос­сийской Федерации», Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

1.2. Положение определяет требования к структуре, оформлению и содержанию, порядку разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы, реализуемой в МБУ Центр «Аистёнок» (далее — учреждение).

1.3. Дополнительная общеобразовательная программа является основным документом, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях.

1.4. Дополнительная общеобразовательная программа оформляется в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» и настоящим Положением, утверждается приказом директора учреждения.

1.5. По содержанию дополнительная общеобразовательная программа должна соответствовать одной из направленностей осуществления образовательной деятельности по образователь­ным программам (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической), реали­зуемой согласно лицензии на право ведения образовательной деятельности.

1.6. Содержание программ и сроки обучения по ним определяются  и утверждаются самим учреждением.

1.7. В пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы может осуществляться обучение учащегося/учащихся по индивидуальному учебному плану.

1.8. Учреждение осуществляет образовательную деятельность, реализуя программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

1.9. При реализации программ могут организовываться и проводиться массовые мероприятия.

1.10. Положение о дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программах утверждается приказом директора, вводится в действие с указанием даты введения. Срок действия положения не ограничен.

  1. Цели и задачи дополнительных образовательных программ

2.1. Цель Программы — обеспечение обучения, воспитания, развития обучающихся. В связи с этим содержание дополнительной общеразвивающей программы должно соответствовать:

— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно ­национальным особенностям Уральского региона;

— определенному уровню образования (начального, основного общего)

— современным образовательным технологиям, которые отражены впринципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности), формах и методах обучения (активных методах обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, выставках ит.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (планирование, анализ результатов, корректировка), средствах обучения.

2.2. Задачи образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным про­граммам могут быть направлены на:

— формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

— удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллек­туальном, художественно-эстетическом, нравственном и физическом разви­тии;

— формирование культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья обу­чающихся;

— обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

— выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявляющих выдающиеся способности;

— профессиональную ориентацию обучающихся;

— создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

— социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

— формирование общей культуры обучающихся.

  • Классификация дополнительных общеобразовательных программ

3.1. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на следующие виды:

3.1.1. Модифицированная (адаптированная).

Модифицированная (адаптированная) программа — это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.

3.1.2. Экспериментальная.

Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. Её разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации — в случае выявления новизны предложений автора — экспериментальная программа может претендовать на статус авторской. Разрешение на работу по экспериментальной программе дается педагогическим советом и руководителем образовательного учреждения.

3.1.3. Авторская.

Авторская программа — это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и новизной. Она создается педагогом (или коллективом педагогов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Эта программа предназначена для обучения впервые по вводимому курсу, либо предполагает собственный подход автора к традиционным темам. Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Информация о прототипе, относительно которого заявляется новизна, является обязательным исходным моментом в создании авторской разработки. Данная программа должна быть рекомендована к использованию педагогическим советом, утверждена руководителем образовательной организации. Официально статус авторской присваивается по итогам экспертизы государственной образовательной организации, имеющей на это законные основания.

3.2. По форме содержания и процесса педагогической деятельности могут быть выделены следующие виды программ:

3.2.1.Комплексные.

Комплексные программы, которые представляют собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое: программы детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-либо деятельности по профессии; программы творческих групп педагогов, объединенных одной задачей, концепцией, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической деятельности, но работающими по разным образовательным направлениям.

3.2.2. Интегрированные.

Интегрированные программы объединяют в целое отдельные

образовательные области на основе того или иного единства; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки её содержания и эффективности функционирования. В теории интеграции в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а возможно, и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.

3.2.3.Модульные.

Модульные программы составлены из самостоятельных целостных

блоков. Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули

программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.

3.2.4.Сквозные.

Сквозные программы реализуют общую цель через несколько программ. Главная задача такой программы — соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу, с учётом возрастных особенностей детей, их числа в группах, оценки физического состояния и т.д.

3.3. По срокам реализации дополнительные общеразвивающие программы могут быть:

— краткосрочными (до 1 года);

— долгосрочными (более 1 года).

 

  1. Структура дополнительной общеразвивающей программы

4.1.Основу для проектирования структуры программы, независимо от ее типа и вида, составляют следующие разделы:

 

Титульный лист
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:
— Пояснительная записка
— Цель и задачи программы
-Учебный (тематический) план
— Содержание программы

 

— Планируемые результаты

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий:

— Календарный учебный график

— Условия реализации программы

— Формы аттестации учащихся

— Оценочные материалы

— Методические материалы

— Список литературы.

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы:

  1. Титульный лист программы – страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа. Включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения:

— наименование Учредителя;

— наименование учреждения;

— дата и № протокола Педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;

— гриф утверждения программы директором учреждения;

— название программы с указанием наименования объединения;

— направленность программы (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая);

— срок освоения программы;

— возрастная категория учащихся;

— ФИО, должность разработчика(-ов) программы;

-место (город) и год разработки программы.

  1. В пояснительной записке раскрывается актуальность разработки программы, целесообразность освоения обучающимся именно этого содержания образования, половозрастные и социальные особенности обучающихся, социально-педагогическая специфика обстоятельств образовательного процесса, направленность программы, цель образовательного процесса, задачи, формы и режим занятий, объем и срок освоения программы, краткое описание планируемых результатов по итогам реализации программы и способов их проверки, формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы.

Цель программы — предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и обучающихся. Цель связана с общим развитием учащегося и предполагает выход на личностный образовательный результат. Цель может быть направлена на: развитие учащегося в целом или каких-то определённых способностей; формирование у учащегося умений, навыков, потребности самостоятельно пополнять знания, творить, трудиться; формирование и развитие общечеловеческих нравственных ценностей, личностных качеств; художественно-эстетическое/ интеллектуальное/ духовно-нравственное/ физическое развитие; обучение трудовым навыкам, коллективному взаимодействию и взаимопомощи и т. п.

Конкретизация цели происходит в ходе определения задач — путей достижения цели. Они должны соответствовать содержанию и методам предлагаемой деятельности. Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие (оказать, отработать, освоить, организовать и т. д.).

Задачи должны быть обучающими (отвечают на вопрос: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу); развивающими (связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся); воспитательными (отвечают на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся).

Цели и задачи должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными.

Объём пояснительной записки не должен превышать 2-3 страницы.

  1. 3Тематический планпрограммы содержит: перечень разделов, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические. Необходимо закладывать часы на вводное и итоговое занятия. Количество тем должно соответствовать количеству часов, заявленных в разделе и программе.
  2. Содержание программы: краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание следует в том порядке, в котором они поставлены в учебном плане. Описать тему означает: указать назва­ние темы; перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы; указать, в каких формах организуется образовательный процесс (теоретических, практических). В содержании программы количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебного плана.
  3. Планируемые результаты. В этой части необходимо сформулировать личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы. Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы.

В программах, предполагающих реализацию компетентностного подхода, необходимо сформулировать перечень компетенций, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе.

Планируемые результаты должны соотноситься с задачами.

  1. Календарный учебный графикопределяет даты начала и окончания учебного года; количество учебных недель, дней и часов; режим занятий.
  2. К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:

материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся);

— информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

— кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора.

  1. Формы аттестации учащихся дают представление о формах промежуточного и итогового контроля (к примеру, открытые занятия, зачетные занятия, отчетный концерт и т.п.), а также могут быть представлены формы входного и текущего контроля.

— Разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. Перечисляются согласно учебному (тематическому) плану (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.).

— Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов (зафиксированных в учебном (тематическом) плане): педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, диагностическая карта, устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий, творческий показ, защита творческих работ, спектакль, отчётный концерт, семинар, зачет, контрольная работа, фестиваль, концерт, соревнование, сдача нормативов, презентация проектов, анализ участия коллектива и каждого обучающегося в мероприятиях, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, конкурс, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.

— Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: анкеты учащихся, аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей, свидетельство (сертификат), статья и др.

  1. 9Учебный планвключает название разделов/тем/модулей программы, количество часов по каждому разделу/теме/модулю с разбивкой на теорию и практические виды деятельности, формы промежуточной аттестации и итогового контроля.
  2. Оценочные и методические материалыдолжны отражать:
  • оценочные материалы– перечень диагностических методик и материалов, позволяющих определить уровень освоения учащимися общеобразовательной программы, достижения детей, а также систему контроля результативности обучения с указанием форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов обучения, их периодичности;
  • методические материалы— перечень образовательных технологий, методов и приемов для эффективной реализации программы (активных методов обучения, дифференцированного обучения, занятий, конкурсов, соревнований, экскурсий, походов и т.п.), перечень дидактических и методических материалов (учебные пособия, электронные образовательные ресурсы, рекомендации, памятки и т.п.);
  • перечень информационных источников(литература для учащихся и педагога, интернет-источники и т.п.), используемых при реализации программы.
  1. Список литературы содержит теоретические основы программы (теорию дополнительного образования и теорию изучения той сферы, на освоение которой будут направлены усилия

обучающихся). При написании списка литературы стоит руководствоваться библиографическим стандартом. Здесь же указываются списки литературы, рекомендованные педагогу и обучающимся, интернет-ресурсы.

В приложениях к программе обычно размещаются примеры занятий (сценарии), раскрывается схема организации воспитательной работы с детско-подростковым коллективом, прописываются детали аттестационных испытаний (программа аттестации обучающихся), в приложении могут быть помещены примеры наиболее удачных — эталонных — работ и другое.

  1. Порядок разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

5.1. Дополнительная общеобразовательная программа разрабатывается педагогом дополнительного образования самостоятельно. В случае необходимости заместитель директора учреждения осуществляет индивидуальное консультирование в процессе разработки дополнительной общеобразовательной программы.

5.2. При разработке дополнительной общеобразовательной программы учитываются направленность дополнительного образования детей, уровень освоения, возраст, уровень подготовки учащихся, наличие условий, санитарные нормы, требования современной педагогической науки.

5.3. Корректировка и доработка дополнительной общеобразовательной программы может проводиться с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, результатов мониторинга полноты и качества реализации общеобразовательной программы, последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов, а также по итогам реализации полного объема программы.
5.4. Утверждение вновь разработанных и скорректированных дополнительных общеобразовательных программ осуществляется до 01 сентября текущего года.

5.5. После утверждения один экземпляр дополнительной общеобразовательной программы хранится у заместителя директора (в печатном и электронном виде), функциональными обязанностями которого является осуществление мониторинга качества и сроков ее реализации, и копия программы у педагога дополнительного образования, реализующего данную общеобразовательную программу.

5.6. Тексты дополнительных общеобразовательных программ хранятся в течение всего срока их реализации и в течение 1 года по окончании их реализации.

5.7.  Дополнительная общеобразовательная программа принимается Педагогическим советом учреждения (в соответствии с Уставом учреждения), результат протоколируется (номер протокола, дата).

5.8. Утверждение  дополнительной общеобразовательной программы осуществляется директором учреждения.

 

Дата публикации: 30.03.2020

Comments are closed.