Кружок «Мастерица»

Норм05

Посмотреть оригинал титульного листа можно ЗДЕСЬ!

На протяжении всей истории человечества народное декоративно-прикладное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

Программа кружка «Мастерица» направлена на: 1) воспитание художественной культуры воспитанников детского дома,

2) развитие их интереса к народному творчеству,

3) приобщение детей к общечеловеческим ценностям,

4)  подготовку к самостоятельной жизни,

5) профилактику асоциального поведения,

6)  формирование у детей стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное,

7) желание развивать творческие способности посредством расширения кругозора в области декоративно – прикладного творчества.

Новизна программы состоит в том, что используются разные техники художественно – творческой деятельности: аппликации из гипса, бисера, бумаги, бросового и природного материала, витраж, барельеф и многое другое.

Задачи: в процессе практического освоения различных видов декоративно-прикладного искусства воспитанники во – первых, учатся создавать красоту своими руками. Во-вторых, эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, но и дают им необходимые технические знания, в — третьих, развивают трудовые умения и навыки, и в -четвертых развивают психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Актуальность программы в том, что она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно – прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Занятия по программе построены таким образом, чтобы удовлетворить потребности детей в содержательном досуге, в творческом самовыражении, подготовить их к самостоятельной жизни вне стен детского дома. Обучаясь шитью мягкой игрушки, пошиву декоративных изделий из ткани, воспитанники естественным и привлекательным для них образом приобретают навыки ремонта и пошива одежды, сначала для кукол, а в дальнейшем для себя, оформления интерьера жилища, что делает их более приспособленными к самостоятельному ведению быта.

Большое значение придается инициативе воспитанников в выборе той или иной техники, которой он хочет овладеть, в реализации собственного художественного замысла ребенка при выполнении изделия. Первостепенными задачами работы по программе являются воспитательные и развивающие, так как именно это будет способствовать формированию социальной компетентности воспитанников и их успешности в самостоятельной взрослой жизни. С этой целью часть занятий по программе проводится в форме коллективно-творческих дел, на которых у воспитанников, помимо практических навыков, формируются умения работать в коллективе, развиваются коммуникативные навыки, умения соотносить свои действия с действиями других людей. Теоретические основы органично вплетаются в процесс практического освоения техник декоративно-прикладного творчества.

Цель — кружка «Мастерица»— развитие детского прикладного творчества, приобщение воспитанников к народной культуре.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Обучение воспитанников навыкам и приёмам традиционной художественной обработки материалов разных видов;

— Формирование простейших умений и навыков в художественном конструировании;

—  Развитие самостоятельности и способности воспитанников решать творческие и изобретательские задачи;

— Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, культуры поведения;

— Развитие природных, творческих возможностей, фантазии;

— Укрепление психофизического здоровья воспитанников;

— Развитие мелкой моторики, внимания и других психических функций посредством ручного труда.

Задачи решаются в комплексе во время обучающих бесед, показа и практической самостоятельной работы по изготовлению изделия, наблюдений, упражнений.

 

В процессе обучения воспитанники должны овладеть следующими навыками:

— Совершенствовать навыки пошива различных изделий;

— Уметь оформлять и декорировать изделия.

Программа рассчитана на год обучения, на 18 ч в неделю. Из них 30% -вводные беседы и теоретические сведения, 70% — практические занятия. ( Как в группе, так и индивидуальная работа).

Более углубленному освоению содержания программы будут способствовать следующие формы деятельности:

— Экскурсии  в музеи;

— Участие в городских и районных конкурсах;

— Посещение выставок.

За время обучения воспитанники включаются в творческую, активную деятельность — создание различных поделок из различных материалов; создание моделей одежды различных направлений.

В начале обучения воспитанники получают теоретические знания и  овладевают нужными умениями, а затем выполняют совместные работы.

Итогом совместной работы является участие в социально – досуговых  мероприятиях на различных уровнях,  проводящихся в течение  года:

— Областной фестиваль кукольного дизайна «Золотой ключик»;

— Районный конкурс-выставка детского прикладного творчества «Город мастеров»;

—  Городской конкурс-выставка детского прикладного творчества «Город мастеров» ;

—  Обл.фестиваль сотворчества «Ты не один» и мн.др.

Требования к уровню подготовки воспитанников.

Образовательные результаты:

В результате обучения в кружке «Мастерица» воспитанники должны знать:

— Принципы организации трудового процесса;

— Виды материалов, их свойства, названия;

— Работу с инструментами и приспособлениями;

— Последовательность изготовления несложных изделий.

Уметь  в кружке «Мастерица»:

— Организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом;

— Планировать последовательность его изготовления по образцу, рисунку;

— Соблюдать ТБ при работе с инструментами.

Для занятий с воспитанниками 1 группы ( в возрасте от 6-11лет ) предлагаются три больших раздела:

1.Работа с пластилином и природным материалом.

  1. Работа с цветной бумагой.
  2. Работа с картоном и тканью.

Для  занятий с воспитанниками 2-й группы (в возрасте от 12-16 лет) предлагаются занятия по следующим разделам:

  1. Чулочная техника (Изготовление кукол и др. изделий);
  2. Лоскутная техника (прихватки, подушки);

Содержание данных разделов направлены на:

— Эстетическое воспитание;

— Воспитание творческого начала личности, индивидуального отношения к делу, свободной импровизации;

— Экологическое воспитание.

На занятиях у воспитанников формируется увлеченность трудом, у детей развивается самостоятельное творчество, воспитывается любовь к труду, аккуратность, работа в коллективе, взаимопомощь.

Методы обучения.

Объяснительно — иллюстративный – способствует созданию прочной информационной базы для формирования умений и навыков.

Практический – отработка умений и навыков.

Креативный (творческий)- способствует развитию мышления, импровизации.

Частично – поисковый – поиск новых идей, образов.

Скачать презентацию кружка по декоративно – прикладному творчеству «Мастерица» можно здесь!

 

Литература

  1. Богомолова Л.В. Итоги эксперимента художественно – эстетического направления: Рекомендации института общего образования: Учебные программы нетрадиционного обучения,1993.
  2. «Дом – семь Я»: Программа экспериментального курса предметной области «Технология» 5 -11 классы/ Министерство общего и профессионального образования Российской федерации; Под ред. Е.Д.Волоховой.-С.-Пб.: «Русский издательский дом»,1997.-224.
  3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн.для воспитателей детского сада и родителей.- М.: Просвещение, 1992.-208 с.: ил.
  4. Рукоделие в начальных классах: Кн. Для учителя по внеклассной работе /А.М. Гусакова, Е.И. Мишарева, И.С. Могилевская и др. Сост. А.М. Гусакова.- М.: Просвещение,1984.- 192 с., ил.
  5. Техника безопасности при работе с бисером. Интернет: http://www.shkola.net.ua/view.php?doc=06102007200655
  6. Мягкая игрушка, / Н. Деревянко. – М.: Эксмо – Пресс, 2003.
  7. Куклы в чулочной технике. Интернет. http://www.liveinternet.ru/users/4941710/post283760514/
  8. Куклы в чулочной технике. Интернет. http://www.liveinternet.ru/users/4336843/rubric/2065051/friends
  9. Плетение корзин из газетных трубочек. Интернет. http://www.liveinternet.ru/users/4198941/post344622506/
  10. http://www.liveinternet.ru/users/5649778/post347336270/

 

 

 

Добавить комментарий