Посмотреть оригинал титульного листа можно ЗДЕСЬ!
На протяжении всей истории человечества народное декоративно-прикладное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Программа кружка «Мастерица» направлена на: 1) воспитание художественной культуры воспитанников детского дома,
2) развитие их интереса к народному творчеству,
3) приобщение детей к общечеловеческим ценностям,
4) подготовку к самостоятельной жизни,
5) профилактику асоциального поведения,
6) формирование у детей стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное,
7) желание развивать творческие способности посредством расширения кругозора в области декоративно – прикладного творчества.
Новизна программы состоит в том, что используются разные техники художественно – творческой деятельности: аппликации из гипса, бисера, бумаги, бросового и природного материала, витраж, барельеф и многое другое.
Задачи: в процессе практического освоения различных видов декоративно-прикладного искусства воспитанники во – первых, учатся создавать красоту своими руками. Во-вторых, эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, но и дают им необходимые технические знания, в — третьих, развивают трудовые умения и навыки, и в -четвертых развивают психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Актуальность программы в том, что она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно – прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Занятия по программе построены таким образом, чтобы удовлетворить потребности детей в содержательном досуге, в творческом самовыражении, подготовить их к самостоятельной жизни вне стен детского дома. Обучаясь шитью мягкой игрушки, пошиву декоративных изделий из ткани, воспитанники естественным и привлекательным для них образом приобретают навыки ремонта и пошива одежды, сначала для кукол, а в дальнейшем для себя, оформления интерьера жилища, что делает их более приспособленными к самостоятельному ведению быта.
Большое значение придается инициативе воспитанников в выборе той или иной техники, которой он хочет овладеть, в реализации собственного художественного замысла ребенка при выполнении изделия. Первостепенными задачами работы по программе являются воспитательные и развивающие, так как именно это будет способствовать формированию социальной компетентности воспитанников и их успешности в самостоятельной взрослой жизни. С этой целью часть занятий по программе проводится в форме коллективно-творческих дел, на которых у воспитанников, помимо практических навыков, формируются умения работать в коллективе, развиваются коммуникативные навыки, умения соотносить свои действия с действиями других людей. Теоретические основы органично вплетаются в процесс практического освоения техник декоративно-прикладного творчества.
Цель — кружка «Мастерица»— развитие детского прикладного творчества, приобщение воспитанников к народной культуре.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
— Обучение воспитанников навыкам и приёмам традиционной художественной обработки материалов разных видов;
— Формирование простейших умений и навыков в художественном конструировании;
— Развитие самостоятельности и способности воспитанников решать творческие и изобретательские задачи;
— Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, культуры поведения;
— Развитие природных, творческих возможностей, фантазии;
— Укрепление психофизического здоровья воспитанников;
— Развитие мелкой моторики, внимания и других психических функций посредством ручного труда.
Задачи решаются в комплексе во время обучающих бесед, показа и практической самостоятельной работы по изготовлению изделия, наблюдений, упражнений.
В процессе обучения воспитанники должны овладеть следующими навыками:
— Совершенствовать навыки пошива различных изделий;
— Уметь оформлять и декорировать изделия.
Программа рассчитана на год обучения, на 18 ч в неделю. Из них 30% -вводные беседы и теоретические сведения, 70% — практические занятия. ( Как в группе, так и индивидуальная работа).
Более углубленному освоению содержания программы будут способствовать следующие формы деятельности:
— Экскурсии в музеи;
— Участие в городских и районных конкурсах;
— Посещение выставок.
За время обучения воспитанники включаются в творческую, активную деятельность — создание различных поделок из различных материалов; создание моделей одежды различных направлений.
В начале обучения воспитанники получают теоретические знания и овладевают нужными умениями, а затем выполняют совместные работы.
Итогом совместной работы является участие в социально – досуговых мероприятиях на различных уровнях, проводящихся в течение года:
— Областной фестиваль кукольного дизайна «Золотой ключик»;
— Районный конкурс-выставка детского прикладного творчества «Город мастеров»;
— Городской конкурс-выставка детского прикладного творчества «Город мастеров» ;
— Обл.фестиваль сотворчества «Ты не один» и мн.др.
Требования к уровню подготовки воспитанников.
Образовательные результаты:
В результате обучения в кружке «Мастерица» воспитанники должны знать:
— Принципы организации трудового процесса;
— Виды материалов, их свойства, названия;
— Работу с инструментами и приспособлениями;
— Последовательность изготовления несложных изделий.
Уметь в кружке «Мастерица»:
— Организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом;
— Планировать последовательность его изготовления по образцу, рисунку;
— Соблюдать ТБ при работе с инструментами.
Для занятий с воспитанниками 1 группы ( в возрасте от 6-11лет ) предлагаются три больших раздела:
1.Работа с пластилином и природным материалом.
- Работа с цветной бумагой.
- Работа с картоном и тканью.
Для занятий с воспитанниками 2-й группы (в возрасте от 12-16 лет) предлагаются занятия по следующим разделам:
- Чулочная техника (Изготовление кукол и др. изделий);
- Лоскутная техника (прихватки, подушки);
Содержание данных разделов направлены на:
— Эстетическое воспитание;
— Воспитание творческого начала личности, индивидуального отношения к делу, свободной импровизации;
— Экологическое воспитание.
На занятиях у воспитанников формируется увлеченность трудом, у детей развивается самостоятельное творчество, воспитывается любовь к труду, аккуратность, работа в коллективе, взаимопомощь.
Методы обучения.
Объяснительно — иллюстративный – способствует созданию прочной информационной базы для формирования умений и навыков.
Практический – отработка умений и навыков.
Креативный (творческий)- способствует развитию мышления, импровизации.
Частично – поисковый – поиск новых идей, образов.
Скачать презентацию кружка по декоративно – прикладному творчеству «Мастерица» можно здесь!
Литература
- Богомолова Л.В. Итоги эксперимента художественно – эстетического направления: Рекомендации института общего образования: Учебные программы нетрадиционного обучения,1993.
- «Дом – семь Я»: Программа экспериментального курса предметной области «Технология» 5 -11 классы/ Министерство общего и профессионального образования Российской федерации; Под ред. Е.Д.Волоховой.-С.-Пб.: «Русский издательский дом»,1997.-224.
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн.для воспитателей детского сада и родителей.- М.: Просвещение, 1992.-208 с.: ил.
- Рукоделие в начальных классах: Кн. Для учителя по внеклассной работе /А.М. Гусакова, Е.И. Мишарева, И.С. Могилевская и др. Сост. А.М. Гусакова.- М.: Просвещение,1984.- 192 с., ил.
- Техника безопасности при работе с бисером. Интернет: http://www.shkola.net.ua/view.php?doc=06102007200655
- Мягкая игрушка, / Н. Деревянко. – М.: Эксмо – Пресс, 2003.
- Куклы в чулочной технике. Интернет. http://www.liveinternet.ru/users/4941710/post283760514/
- Куклы в чулочной технике. Интернет. http://www.liveinternet.ru/users/4336843/rubric/2065051/friends
- Плетение корзин из газетных трубочек. Интернет. http://www.liveinternet.ru/users/4198941/post344622506/
- http://www.liveinternet.ru/users/5649778/post347336270/