Оптимизация детских домов: миф или реальность?

Иванова Нина Михайловна,

зам директора по УВР

высшей квалификационной категории

МБОУ детский дом №2 для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, г. Челябинска.

 

Американский критик и публицист Катц предостерегал и советовал: «Главной задачей каждого учреждения является борьба за выживание. Никогда не просите сотрудника учреждения обосновать необходимость своего учреждения — он завалит вас горой цифр и фраз. Предпочтительным критерием является вопрос: «Что случится, если персонал прекратит делать то, чем он сейчас занят?». Определить истинную ценность организации значительно легче именно таким способом».

Что же случится, на самом деле, если закроется последний детский дом? Каждый воспитанник обретет семью, а воспитатель, носитель богатого профессионального опыта в области воспитания депривированных детей, найдет применение своих знаний и таланта в школе, детском саду. На наш взгляд, нет необходимости «заваливать   горой цифр и фраз». Совершенно очевидно, что от этого выиграют все: воспитанник, педагог, общество, государство.

К великому сожалению, в нынешней социально-экономической ситуации оптимизация детских домов невозможна. Мы не ставим цель перечислять причины данного явления. Уточним лишь, что детский дом — объективная реальность.

Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современном российском обществе реализуется различными социальными институтами, обеспечивающими образовательный процесс и подготовку осиротевших детей к жизни в обществе. Детский дом, как образовательное учреждение был и остается основным из этих институтов.

Модернизация основных звеньев образовательного учреждения возможна лишь через научно-обоснованное совершенствование управления, прогнозирующего качество предоставления образовательных услуг.

Стратегия развития образовательной системы города Челябинска на период до 2020 года предполагает выявление факторов, оказывающих существенное влияние на функционирование и развитие системы.

Образовательная система МОУ детский дом №2 — является сложной системой смешанного типа, подсистемой городского масштаба и частью регионального с присущим ей свойствами, такими как целенаправленность, управляемость, целостность, открытость.

Программа развития образовательной системы МОУ детский дом №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей разработана с учетом:

  • нормативно- правового аспекта в проектировании основных позиций управления развитием образования;
  • материально-технического обеспечения социализации личности воспитанника;
  • сложного процесса социального развития ребенка, овладения им опытом социальных действий, усвоения социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально- значимые качества;
  • необходимости качественного комплектования кадров, обеспечения взаимодействия всех специалистов детского дома, повышения их профессиональной квалификации с обращением особого внимания на специфику образовательного учреждения, так, как детский дом в течение многих лет является основой развития детей, живущих в нем, а педагог — самым близким человеком, который осуществляет это развитие.

В ходе анализа состояния образовательной системы вскрыты наиболее остро стоящие противоречия и сформулированы проблемы, обозначены цели и выделены приоритетные направления в развитии образовательной системы детского дома. В программе определена структура, содержание и принципы управления, перечислены, целевые программы по реализации приоритетных направлений.

Стратегическая цель повышения доступности и качества образования предполагает обеспечение инновационного характера образования, как одного из приоритетных направлений.

Как существующий элемент развития образования, инновации выражаются в тенденциях накопления и внедрения нововведений в образовательный процесс, что в совокупности приводит к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов.

Критерием эффективности внедрения инновационных технологий в образовании является качественный уровень образовательной практики, создание новых возможностей для раскрытия способностей личности воспитанника, ее саморазвития в образовательном пространстве.

В МБОУ детский дом №2 созданы правовые, научно-методические, практические предпосылки для обеспечения развития, социально-педагогической адаптации воспитанников: авторскими коллективами и отдельными педагогами разработаны и адаптированы к условиям ОУ ряд образовательных программ, сформирована нормативная база функционирования ОУ в режиме инновации, осуществляется разработка критериев эффективности освоения и внедрения технологий образования.

Анализ организации и результатов инновационных процессов в МОУ показывает, что они способствуют обновлению и развитию образовательной системы, повышению профессиональной компетентности педагогов, обеспечивают становление педагогики сотрудничества, ориентированной на воспитанника.

Инновационную деятельность мы рассматриваем в аспектах:

  • развития вариативных дополнительных образовательных услуг и обеспечения «внутренней» интеграции в системе дополнительного образования, согласно концепции перехода к интегративным формам развития дополнительного образования, разработанной творческим Советом педагогов детского дома при поддержке специалистов РУО.
  • обновления содержания образования за счет организации опытно-экспериментальной работы по проблеме: «Повышение социальной компетенции воспитанников как условие успешной адаптации к условиям жизни», творческого взаимодействия МОУ со специалистами научных (ЧГАКИ,ЧелГу, ЮУрГУ), культурных, спортивных и других организаций, внедрение инновационных образовательных программ и технологий.

Достижение результатов в обозначенных аспектах во многом зависит от грамотного управления инновационными процессами.

Для нас, привлекательна модель методического сопровождения инновационных процессов в образовании, предложенная Санкт-Петербургской школой в лице Л.Г. Тариты. Данная разработка позволила определить модель управления инновационным процессом в МОУ.

Является ли изложенный подход в реализации приоритетных направлений стратегии развития образовательной системы «борьбой за выживание», как отмечалось выше? Мы находим для себя более достойную оценку.

Это целенаправленная работа по обеспечению качества образования в условиях образовательной системы МБОУ детский дом № 2.

 

 

Оставьте комментарий