«Пластилинография»
Полозова Ирина Анатольевна
Инструктор по труду МБУ Центр «Аистенок»
Пластилин — средство развития детского творчества
На протяжении всей истории человечества народное декоративно-прикладное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Программа кружка «Мастерица» направлена на воспитание художественной культуры воспитанников Центра, развитие их интереса к народному творчеству, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, подготовку к самостоятельной жизни, профилактику асоциального поведения, направлена на формирование у детей стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание развивать творческие способности посредством расширения кругозора в области декоративно – прикладного творчества.
Новизна программы состоит в том, что используются разные техники художественно – творческой деятельности: аппликации из гипса, бисера, бумаги, бросового и природного материала, витраж, барельеф, пластилин и многое другое.
В процессе практического освоения различных видов декоративно-прикладного искусства воспитанники учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, то есть осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Актуальность программы в том, что она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно – прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Занятия по программе построены таким образом, чтобы удовлетворить потребности детей в содержательном досуге, в творческом самовыражении, подготовить их к самостоятельной жизни вне стен Центра.
Большое значение придается инициативе воспитанников в выборе той или иной техники, которой он хочет овладеть, в реализации собственного художественного замысла ребенка при выполнении изделия. Первостепенными задачами работы по программе являются воспитательные и развивающие, так как именно это будет способствовать формированию социальной компетентности воспитанников и их успешности в самостоятельной взрослой жизни. С этой целью часть занятий по программе проводится в форме коллективно-творческих дел, на которых у воспитанников, помимо практических навыков, формируются умения работать в коллективе, развиваются коммуникативные навыки, умения соотносить свои действия с действиями других людей. Теоретические основы органично вплетаются в процесс практического освоения техник декоративно-прикладного творчества.
Цель кружка «Мастерица»- создание условий для успешной адаптации воспитанников к самостоятельной трудовой жизни, развитие детского прикладного творчества, приобщение воспитанников к народной культуре.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
— Развитие самостоятельности и способности воспитанников решать творческие и изобретательские задачи;
— Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, культуры поведения;
— Укрепление психофизического здоровья воспитанников;
— Развитие творческих способностей, фантазии и воображения;
— Обучение воспитанников навыкам и приёмам традиционной художественной обработки материалов разных видов;
— Формирование простейших умений и навыков в художественном конструировании;
— Развитие мелкой моторики, внимания и других психических функций посредством ручного труда.
Одним из разделов программы является модуль: Работа с пластилином, природным материалом .
Виды творчества для развития ребенка
Ребенок более чувствителен взрослого, потому что для него это все впервые, он воспринимает все иначе, ярче, эмоциональней. Он по-другому видит цвета, слышит звуки, ощущает фактуру. Поэтому ребенку нужно познавать мир через тактильные ощущения, находить выход своим эмоциям.
Бывают следующие виды творчества для детей:
- Рисование
- Лепка
- Пластилинография
- Аппликация и др.
Работа с пластилином или тестом для лепки и ее влияние на развитие ребенка
Пластилинография — это рисование на бумаге с помощью пластилина.
Прилепливая пластилин или размазывая, получаются объемные картины.
Польза для ребенка от пластилинографии объединяет пользу от рисования и лепки, т.к. ребенок применяет обе техники в своих работах. Создавая такой рисунок, ребенок учится владеть своими руками, пробует разной интенсивности нажим пальчиками, совершает ими непривычные движения, которые помогают развивать мелкую моторику рук.
Почти все малыши любят лепить различные фигурки. Они получают от этого не только удовольствие, но и большую пользу. Родителям нравится это занятие, потому что ребенок довольно много времени может провозиться с пластилином, он в это время не бегает туда сюда, не смотрит мультики, не делает шкоду. Но польза для ребенка от занятий лепкой намного больше, чем кажется на первый взгляд.
Польза лепки для умственного развития
- лепка развивает мелкую моторику рук, которая благоприятно влияет на развитие речи
- лепка помогает совладать с координацией, улучшает память и заставляет мыслить логически
- ребенок становится более терпеливым и усидчивым
- у детей развивается абстрактное мышление, они создают образы, задействуют свои творческие способности
- лепка способствует одновременной работе обоих полушарий мозга, благодаря чему их связь между собой укрепляется
- ребенок учится сравнивать оригинал с результатом своей работы, анализировать отличия и сходства
- у детей развивается образное мышление и воображение
- ребенок учится выполнять задуманное, идти к конечной цели, сосредотачиваться
Польза лепки для здоровья
- лепка хорошо отражается на нервной системе ребенка
- как и любое другое спокойное занятие, лепка способствует улучшению сна, уменьшению раздражительности, убирает перевозбудимость
- занимаясь лепкой, ребенок выражает свои чувства, которые могут быть не только положительными, это помогает справляться ему со своими негативными эмоциями
- с помощью лепки можно научиться преодолевать страхи, ломая «плохие» фигурки или изменяя их, превращая в что-то положительное
- анализируя слепленные ребенком фигурки, взрослые могут понять психологическое состояние ребенка и распознать проблемы вовремя
- работая с пластилином, ребенок успокаивается, забывает плохие эмоции, расслабляется
- лепка для детей выступает в роли посредника между выдуманным миром и настоящим, она помогает детям понять наш мир
- создавая поделки, ребенок самоутверждается, верит в свои силы, ищет нестандартные решения в сложных ситуациях
Польза лепки для развития личности
- работа с пластилином помогает показать ребенку его уникальность, выявить творческие способности и развить их
- при занятии лепкой ребенок получает знания о различных формах и цвете, он учиться различать свойства предметов и фактуру на ощупь
- ребенок учится экспериментировать, развивается любознательность
- создавая поделки, дети применяют свои знания и умения, чтобы получить желаемый результат
- работая над поделкой, ребенок тренирует свое зрительное восприятие мира, обращает внимание на детали, становится более внимательным, изучает различные объекты, их качества и свойства
- такие занятия, как и любое творчество, влияет на эстетическое образование ребенка
Материалы для занятия лепкой
- Пластилин. Он подходит для детей старше 3 лет, т.к. его сложнее разминать неокрепшим ручкам.
- Восковой пластилин. Подходит и маленьким деткам, т.к. за счет своей восковой основы, он более мягкий и пластичный
- Глинадля лепки. Глина хороша своей низкой стоимостью. Интересные продаются наборы для работы с глиной, например, для лепки горшочков.
- Паста для моделирования. Выпускается только в белом цвете и цвете терракот, поэтому после застывания ее нужно разукрашивать. Кстати, застывает она самостоятельно, запекания не требует
- Тестодля лепки или соленое тесто. Его можно купить готовое, а можно сделать самостоятельно. Идеально подходит для занятий лепкой с маленькими детьми, т.к. очень мягкое и безвредное.
- Масса для лепки. Приятная на ощупь, но очень дорогая. Ее лучше использовать, для мелкой работы с множеством деталей. Застывает самостоятельно за 6-8 часов.
Работа в технике пластилинография
Для разного возраста детей, можно предлагать разной сложности задания, от самых простых кусочков пластилина, которые имитирует дождик под тучкой, до неповторимых картин с множеством мелочей и деталей.
Итогом совместной работы является участие в социально – досуговых мероприятиях на различных уровнях, проводящихся в течение года:
Выставки в группе, центре, участие в районных конкурсах.
— За время обучения воспитанники включаются в творческую, активную деятельность — создание различных поделок из различных материалов.
В начале обучения воспитанники получают теоретические знания и овладевают нужными умениями, а затем выполняют совместные работы.
Требования к уровню подготовки воспитанников.
Образовательные результаты:
В результате обучения в кружке «Мастерица» воспитанники должны знать:
— Принципы организации трудового процесса;
— Виды материалов, их свойства, названия;
— Работу с инструментами и приспособлениями;
— Последовательность изготовления несложных изделий.
Уметь в кружке «Мастерица»:
— Организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом;
— Планировать последовательность его изготовления по образцу, рисунку;
— Соблюдать ТБ при работе с инструментами.
В результате занятий формируются творческие начала личности, индивидуальное отношения к делу, свободная импровизация, основы культуры. Также с помощью пластилинографии происходит: — эстетическое воспитание;- воспитание творческого начала личности, индивидуального отношения к делу, свободной импровизации; — экологическое воспитание.
На занятиях у воспитанников формируется увлеченность трудом, у детей развивается самостоятельное творчество, воспитывается любовь к труду, аккуратность, работа в коллективе, взаимопомощь.
Модули можно менять местами, добавлять и расширять их в зависимости от кругозора воспитанников, и дает возможность каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности. Разнообразие модулей позволяет сохранять интерес к творчеству и положительно влияет на сохранность количества воспитанников младшего и среднего звена.
Пластилинография. Новогодний плакат.