Программа клуба выпускников «Поверь в себя»

Array

Прежде  всего,  они  связаны  с неадекватным  восприятием сиротами  тех  требований,  которые  предъявляет  социум.

Процесс  социализации (включение  в систему  социальных отношений) даже  при  благоприятном стечении  обстоятельств разворачивается   неравномерно  и  может быть  чреват рядом  сложностей, тупиков, требующих  совместных  усилий  специалистов  и  сирот.  Если  сравнить процесс  социализации  с дорогой, по  которой  должен  пройти  ребёнок – сирота из мира  детства в мир взрослых, то  она  не  везде  выложена  ровными  плитами  и  не всегда сопровождается  чёткими  дорожными  указателями.  На ней есть  участки  с оврагами и сыпучими  песками, шаткими  мостиками  и развилками.

Сама  организация  жизнеспособности   детей  в интернатных  учреждения  устроена  таким  образом, что  у них  формируется  только  одна  позиция – позиция  сироты, не имеющего поддержки  и  одобрения   в социуме. Эта  роль  реализуется  человеком  в течение  всей  его жизни и удерживает детей – сирот  в инфантильной  иждивенческой  позиции,   блокирует  проявление  потенциальных возможностей. В связи  с трудностями  социализации  не  решаются  и задачи адаптации.

Иными  словами, воспитанники детского  дома, выходя за  его порог, умеют «быть сиротой». Они  надеются на покровительство, обладают     «выученной беспомощностью», не  подозревая, что  можно  опереться  на  свои  собственные  ресурсы.

Накопленный специалистом опыт  работы  с детьми – сиротами, активный  поиск  решения  проблемы  привели  к мысли о необходимости  создания  программы работы «Поверь в себя».

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы: подготовка выпускников  Центра к самостоятельной жизни.

Задачи программы:

  • повышение  уровня  социальной  адаптации (развитие  навыков  коммуникационной культуры, формирование  потребности в общении, интимно – личностных  отношений).
  • информационное  обеспечение  детей  сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей, начинающих  свою  трудовую  деятельность  по  вопросам  профессионального самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного  рынка  труда  с учётом  наклонностей, интересов и способностей.
  • включение  в адаптационный  процесс  интерактивных  технологий (имитационных  игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам  в игровой  форме «проживать» различные ситуации, проектировать способы действия предложенных моделей до  встречи с ними в реальной жизни.

Формы работы:

— Групповые

— Индивидуальные

Методы работы:

— Тренинг

— Тестирование

— Профдиагностика

— Собеседование

— Наблюдение

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ:

Программа  рассчитана  на  12 занятий с интервалом  1 раз в месяц.

Продолжительность  занятия: 1,5 часа.

Основные  мероприятия, проводимые  в рамках  программы:

  1. Разработка  основных направлений деятельности (апробирование  индивидуальных  и  групповых  форм  работы).
  2. Формирование  группы  подростков, желающих  участвовать  в программе  из  числа детей, оставшихся  без попечения  родителей.
  3. Работа в группах, направленная  на  поиск  внутренних  ресурсов – психологическая  группа.
  4. Социально-психологическое  сопровождение  выпускников (консультирование  специалистами центра, поддержка, работа по  запросу).

Этапы  программы:

Диагностический  этап:

  1. Изучение  научной  и методической литературы  по проблеме.
  2. Изучение  особенностей  социальной  среды и  социальной  ситуации, в которой  находятся   участники  программы.
  3. Диагностика наиболее  типичных трудностей, возникающих  в процессе  адаптации  подростков к самостоятельной  жизни.

Организационно-деятельный  этап:

  • Корректировка  программы с учётом полученных  диагностических  данных.
  • Реализация  системы занятий по  программе.

Итоговый  этап:

  1. Совместный  анализ  занятий  со  специалистами   образовательного  учреждения, принимающими  участие  в реализации  программы.
  2. Диагностика  изменений, произошедших с  подростками в ходе реализации программы.
  3. Психолого-педагогический  анализ  результативности  программы  в целом.
  4. Определение  перспектив реализации  данной  программы  в дальнейшем.

Направления в работе с выпускниками

Направление в работе Краткое содержание работы
Формирование Я-концепции Моё  «Я» как  внутренний  мир.

В гармонии  ли «Я»  с собой. Взаимодействие  моего «Я» с окружающим  миром.  Жизненная  позиция.

Правовая  ориентация Перечень  документов, которые  необходимы выпускнику.
Валеологическая  ориентация Факторы, угрожающие здоровью  человека. Алкоголь и его  влияние  на  здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния  здоровья  на  выбор  профессии  и формирование   семьи.
Социально-бытовая  ориентация Рациональные  потребности человека.  Потребность  в жилье. Особенности  поведения  человека  в различных  жизненных  ситуациях.
Профессиональная  и  трудовая  ориентация Льготы для  выпускников  детских  домов  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей. Устройство  на  работу. Безработица.
Семейная  ориентация Роль  семьи  в жизни  человека. Любовь.
Финансово-экономическая  ориентация Бюджет. Экономия. Основные  экономические  понятия.

Наличие  у выпускников из  числа  детей-сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей,  таких  знаний позволит говорить  о  некотором  уровне  социальной  стабильности, которые  можно  рассматривать в качестве социально-психологического  результата процесса  постинтернатной  адаптации.

Для  определения  уровня  успешности  постинтернатной адаптации будут  использоваться   следующие  показатели:

  1. Уровень  развития  социальных  навыков.
  2. Уровень  развития  социального  поведения  выпускника – фактор, определяющий  успешность его адаптации  в социальной  среде и позволяющий  успешно  реализовывать внутренний  потенциал личности или  не  позволяющий  сделать  это.

Ожидаемые  результаты:

Реализация  программы  позволит  сформировать  навыки, необходимые  для  дальнейшей успешной  самостоятельной  жизни  детей-сирот и  лиц из их числа:

  • Умение  управлять  своим  эмоциональным  состоянием.
  • Овладение  подростками  навыков  самопознания и самопринятия.
  • Выработка навыков  коммуникативной  культуры.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Социально-психологическая  диагностика, комплексная  методика  оценки социальной  компетенции.

Комплексная методика оценки социального поведения (компетенции), используемая  для  обследования  состоит  из 2  основных  методик:

  • «Изучение уровня развития  социальных навыков».
  • «Изучение  социальных сетей».

Методика  была  разработана  в Центре  социологии  образования РАО Д.Н. Хломовым,  С.А. Баклушинским  и О.Ю. Казьминой. В настоящее  время  она  является  базовой  для  построения  тренинговых  технологий  в  работах  по  социальной  адаптации лиц  с нарушениями  социального  поведения.

Модификация  методики  применительно  к  выпускникам  образовательных  учреждений для  детей, оставшихся  без  попечения  родителей,  проведена Г.В.Семья  и  Ю.С.Смирновой.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  ЗАНЯТИЙ

Период Кол-во  часов Тема  занятия Структура  занятия Задачи  занятия
Январь 1,5 часа «Знакомство» 1.              Вводная  беседа.

2.              Упражнение – разминка «Карандаши».

3.              Обсуждение  и  принятие правил  работы.

4.              Методика «Кто я» (Кун и  Маркпортленд).

5.              Анкета выпускника  детского  дома.

6.              Обратная  связь.

1.                  Знакомство  участников  друг  с другом.

2.                  Формирование  интереса  и  мотивации  к  посещению  дальнейших  занятий.

3.                  Сплочение  группы.

Февраль 1,5 часа «Общение и умение  слушать»

 

Информация. Умение извлекать из нее пользу.

1.              Разминка «Привет  себе».

2.              Психогеометрический  тест.

3.              Информационный  блок «Психология  общения».

4.              Анкета « Умеете  ли  вы  слушать».

5.              Упражнение «Слушание в  различных  позах».

6.              Обратная  связь.

1.                  Продолжение  формирования  интереса  к занятиям.

2.                  Введение  понятия «психологическая  информация».

3.                  Формирование  представления  об  общении  как  о  психологическом  явлении.

Март 1,5 часа «Будь готов» 1.              Игра по социально-правовой ориентации.

2.              Мозговой штурм «Причины потери жилья».

3.              игра «Риэлторы».

4.              Вручение памятки по вопросам жилищного законодательства.

5.              Обратная связь.

1.                  Расширение представления об особенностях реализации жилищного права в Российской Федерации.

2.                  Обучение навыкам, способствующим успешному взаимодействию подростков в различных социальных ситуациях, связанных с жилищными правами.

Апрель 1,5 часа «Сделай выбор» 1.                  Дискуссия.

2.                  Работа  с карточками.

3.                  Упражнение  «Высказывания».

4.                  Анкета  « Проблемы  наркомании».

5.                  Игра  « Слова на  букву  имени».

6.                  Обсуждение  ассоциаций.

1.                  Выяснение   степени  заражения  ВИЧ – инфекцией  в различных  ситуациях.

2.                  Мотивирование  подростков к  получению  информации.

3.                  Развитие  способности  аргументировать  и конструктивно  участвовать  в дискуссии.

Май 1,5 часа «Поиск  работы – это  тоже  работа» 1.                  Разминка

2.                  «Совместный счёт».

3.                  Шкала  самоуважения  Розенберга.

4.                  Методика «Линия  жизни».

5.                  Методика  исследования   самооценки  (В.Г. Щур, С.Г. Якобсон).

6.                  Вручение  памятки  по  трудоустройству.

1.                  Получение  информации  о  том, правильно  ли  подросток  сделал  профессиональный  выбор.

2.                  Знакомство  с основными  правилами  поиска работы.

3.                  Информационное  обеспечение  подростков  по  вопросам  трудоустройства.

Июнь 1,5 часа «У нас  будет  своя  семья» 1.                  Анкета  «Уровень  сформированности  брачно-семейных  представлений».

2.                  Работа  со  схемой «Функции  семьи».

3.                  Упражнение «Слагаемые  счастливой  семьи»

1.                  Диагностика  уровня  сформированности  представлений  о  будущей  семье, выявить  основные  проблемы  группы.

2.                  Формирование представления   о  семье  как многофункциональном  явлении.

3.                  Осознание  подростками ответственности  брачного  выбора и  построения  семейных  взаимоотношений.

Июль 1,5 часа «Имитационная игра» 1.                  Работа  с карточками.

2.                  Теоретическая  часть «Оформление  регистрации».

3.                  Практическая  часть «Заполнение документов».

1.                  Обучение подростков  умению делать правильный выбор и  обоснованию  его.

2.                  Закрепление  полученных  знаний.

Август 1,5 часа Бизнес-игра «Деловые  ребята»
  1. Анкета « Экономны  ли  вы?»
  2. 1тур: «Экономический  словарь».
  3. 2 тур: «Идея».
  4. 3 тур: «Тур  лицом».
1.                  Знакомство  учащихся  с наиболее  распространёнными экономическими терминами, качествами, необходимыми  будущему  бизнесмену.

2.                  Моделирование  поведения  подростков в  условиях  рыночной  экономики.

3.                  Активизирование  познавательной  деятельности  учащегося.

Сентябрь

 

1,5 часа Избирательное право
  1. Дискуссия.
  2. Работа  с карточками.

3.      Упражнение  «Высказывания».

1.                  Обучение подростков  умению делать правильный выбор и  обоснованию  его.

2.                  Закрепление  полученных  знаний

Октябрь

 

1,5 часа «И себе, и людям»

Проблема толерантности в коллективе

  1. Дискуссия.
  2. Работа  с карточками.
  3. Упражнение «Мой выбор» с метафорическими карточками
  4. Тест «Самооценка конфликтности»
1.                  Обучение подростков  умению делать правильный выбор и  обоснованию  его.

2.                  Закрепление  полученных  знаний

Ноябрь 1,5 часа Итоговое  занятие по  исследованию  социальной  компетенции
  1. Анкета «Уровень  социальной  компетенции».
  2. Анкета «Исследование  социальной  сети подростка