Размер шрифта:
А А А
Интервал:
выключить версию для слабовидящих

Из опыта работы — статьи, заметки, советы, рекомендации

Проектная деятельность-средство повышения социальной активности участников образовательного процесса МБУ Центр «Аистенок»
Иванова Нина Михайловна, заместитель директора по УВР высшей квалификационной категории МБУ Центр «Аистенок» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Челябинска,
В каждом конкретном образовательном учреждении свои специфические этапы движения к демократической системе управления, свой набор используемых средств и форм деятельности.
В МБУ Центр «Аистенок» г. Челябинска управлять учатся и педагоги и воспитанники.
В результате выявления и обобщения актуальных потребностей и интересов участников образовательного процесса обозначены приоритетные направления деятельности, важным из которых является развитие социальной активности педагогов и воспитанников, предусмотрены пути и средства реализации основных управленческих функций в их реализации. Воспитательная программа «Мир вокруг нас и мы в этом мире», разработанная авторским коллективом педагогов детского дома, -документ, регламентирующим эту деятельность.
Поставленные воспитательные задачи реализуются через функционирование воспитательных комплексов:
• Группа – семья;
• Секции;
• Кружки;
• Объединения;
• Клубы;
• Центры.
Занятия с воспитанниками в педагогических комплексах строятся на основе образовательных программ, различной направленности в рамках воспитательной программы детского дома «Мир вокруг нас, и мы в этом мире»
Системообразующей деятельностью является подготовка проекта ключевого творческого дела (КТД), к которому воспитанники готовятся в течение 1-2 месяцев.

1
Примеры ключевых творческих дел:
— «Здоровье – рукотворное чудо»;
— «Экологический марафон»;
— Бизнес-игра «Путь к успеху»
— «Дом, в котором мы живем»;
— «Я- седьмое чудо света»;
КТД групповой проект и готовится Советом дела при участии и активном содействии воспитанникам Творческого совета педагогов детского дома.
При подготовке группового проекта КТД используются следующие формы работы:
• Лекции;
• Экскурсии;
• Интервью;
• Обзор литературы;
• Конкурсы;
• Разведка дел;
• Защита проектов;
• Экспедиции;
• День самоуправления;
• Акции;
• Поисковая краеведческая работа
• Использование ИКТ и др.
Этапы подготовки проекта КТД:
• Этап 1. «Начинание» На этом этапе определяется идея в рамках общих интересов, целей. Формулируется исходное положение, формируются творческие группы.
• Этап 2. «Планирование». Первоначальные идеи анализируются, формулируются задачи. Уточняется необходимая информация, определяются творческие задания для групп – семей.
• Этап 3. «Выполнение». Выбирается наилучший вариант выполнения проекта с последующей его реализацией.
• Этап 4. «Защита». Оформление итогов КТД, презентация
• Этап 5. «Оценка». Оценка результатов проекта КТД, выяснение причин успехов и неудач.
Подготовка проекта КТД – процесс трудоемкий и протяженный во времени. Педагогам необходимо учитывать в своей работе с воспитанниками следующие аспекты:
1. творческие задания должны разбиваться на кратковременные операции;
2. цели и задачи деятельности должны быть четко сформулированы;
3. все дидактические материалы должны быть яркими, красивыми;
4. необходимо создавать для воспитанников ситуацию успеха;
5. в процессе работы над КТД важны сопереживание, соучастие. Именно они вырабатывают у воспитанников позитивное отношение к происходящему.
Технологический процесс выполнения КТД состоит из 3 этапов
1. Подготовка к выполнению творческого задания (отв. – Совет дела).
— постановка познавательной цели;
— инструктаж о последовательности работы;
— раздача дидактического материала по группам- семьям.
2. Работа в творческих группах (отв. – воспитатели , представитель Совета дела, Творческого совета педагогов)
— знакомство с материалами, планирование работы в группе- семье;
— определение возможных партнеров в микро-социуме для выполнения творческого задания;
— индивидуальное выполнение задания;
— обсуждение результатов индивидуальной работы в группах- семьях;
— обсуждение общего задания группы- семьи (замечания, уточнения, дополнения);
— подведение итогов творческого задания.
3. Заключительный этап
— сообщение о результатах работы в группах- семьях;
— анализ познавательной задачи, рефлексия;
— общий вывод о групповой работе и достижении поставленных целей.
В процессе работы над КТД воспитанники обучаются знаниям, умениям и навыкам, проявляют общественную активность, а также развиваются в личностном плане,
А) исследовательские навыки:
• Намечать цели, ставить конкретные задачи;
• Выбирать эффективные пути решения поставленных задач;
• Аргументировано объяснять свой выбор;
• Действовать самостоятельно и в сотрудничестве с другими членами коллектива;
• Контролировать полученный результат, сравнивая его с требуемым;
• Корректировать собственную деятельность с учетом промежуточного результата;
• Оценивать процесс и результат деятельности.
Б) нравственные качества:
• Умение брать на себя ответственность;
• Умение проявлять терпимость к альтернативным точкам зрения;
• Умение уважать других;
• Умение высказывать и отстаивать собственную точку зрения;
• Умение сдерживать негативные эмоции;
• Умение оценивать собственные заслуги и заслуги товарищей в совместной деятельности.
Такая деятельность стимулирует общественную активность, творческую инициативу не только Творческого совета педагогов, но и всего педагогического коллектив, способствует освоению навыков общественного управления в образовательном учреждении. Воспитанники, осваивают различные виды деятельности, которые позволяют им успешно развивать социальную активность, адаптироваться в окружающем социуме.
Единый «День Героев России»в МБУ Центр «Аистенок»
Раук В.В., воспитатель высшей квалификационной категории
Одно из приоритетных направлений в воспитательной системе МБУ Центр «Аистенок»-гражданско-патриотическое воспитание. Нормативной управленческой базой в организации работы по данном у направлению является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»(утверждена постановлением правительства РФ от 05. 10. 2010г. г. № 795), постановление Законодательного собрания Челябинской области(от 29.11.2007г. №916)«О принятии концепции гражданско-патриотического воспитания молодежи Челябинской области на период до 2014 года».
Реализация рекомендаций вышеназванных документов осуществляется в детском доме в следующем:
Формы работы по патриотическому воспитанию в условиях МБУ Центр «Аистенок»
№ Форма Тематика Творческое участие воспитанников Сроки
1. Музей истории детского дома «Светлое прошлое» 1. Изучение истории, природы, культуры народов родного края
2. Тематические рефераты
3. Презентация рефератов.
4. Встречи с ветеранами В.О.В., труда, людьми интересной судьбы По планам КТД, к знаменательным событиям истории страны и родного края
2. КТД 1.«Защитники Отечества» 1. Уроки мужества (совместно с библиотекой им. А.С. Пушкина)
2. Военно-спортивная игра «Уральская Зарница» (совместно с военно-патриотическим центром «Пчелочка Златая», с высшими военными школами г. Челябинска)
3. Посещение музеев боевой славы города
4. Городская Спартакиада и спартакиада детского дома по 10 видам спорта.
5. Участие в городском конкурсе «Лед надежды нашей»
6. Праздники «А ну-ка, парни!» «Идет солдат по городу» и др. Январь-февраль
2.«Вот и стали мы на год взрослей»
1.Этот день Победы!»( праздник с приглашением ветеранов В.О.В., труда микрорайона)
2. Творческий отчет воспитанников о своих достижениях на выпускном вечере.
3 Профессиональное самоопределение выпускников «Путевка в жизнь» май
3.«Лето- это маленькая жизнь» 1. Туристическое освоение родного уральского края
2. Социальный проект «Зеленый двор»
3. Спортивные праздники «Быть здоровым-это модно!
4.«Экологический марафон» 1. Краеведческая декада-День рождения родного города Челябинска.
2. Экология и мы(фото, рисунки, рефераты, сочинения, конкурсы прикладного творчества с природным материалом).
3. Энциклопедия экологических знаний: уроки, беседы, консультации, встречи, рефераты, праздники.
Сентябрь-октябрь
5. Я-гражданин России» 1. Смотр творческой активности «Самый, самая, самые»(соревнования конкурсы, творческие отчеты, портфолио достижений)
2. Изучение и проявление правовой культуры несовершеннолетними(школа правовых знаний, рефераты, встречи с выпускниками, со спонсорами) Октябрь-ноябрь
3. Тематические дни всенародного значения 1. День города
2. День пожилого человека
3. День Учителя
4. День единства народов России
5. День Матери
6. День Героев России
7. День Челябинской области
8. День Защитников Отечества
9. День Победы
10. День защиты детей
11. День России 1-13 сентябрь
1 октября
5 октября
4 ноября
30 ноября
9 декабря
17 января
23 февраля
9 мая
1 июня
12 июня

В декабре 2013 года в детском доме прошел цикл мероприятий, посвященных памяти Героев Отечества. Рекомендации по изучению истории этого дня и патриотической значимости ,особого внимания к дате-9 декабря- были предложены Указом Президента РФ по общественным проектам ( № А78-936 от 09.10 2013 года) и письмом УСР г. Челябинска № 673 от 01.11.2013г.)
Совет музея «Светлое прошлое» провел встречу воспитанников с ветераном В.О.В. Вагановым Г.И.. Вместе с ним ребята не только обращались к знаниям о героизме советских солдат в В.О.В., но и обсудили «Обращение ветеранов Челябинской области от 29 ноября 2013 года «Чтобы память жила в поколениях»
Воспитанники детского дома№2 откликнулись на призыв ветеранов поиском информации о современных Героях России.

2

Воспитанники на экскурсии на полигоне в Шаголе.
Так в 3группе-семье воспитанники под руководством Пашниной И.В. подготовили реферат «Десять героев отряда Альфа и Вымпел», освобождавших школу в Беслане в 2004 году, об истории пребывания Российской армии в Афганистане собрали материал воспитанники 6 группы-семьи(рук. Осинцева Я.А.), кроме того, юные краеведы 6 группы-семьи представили материал о героях-земляках, оставивших память о своих ратных подвигах в названиях улиц родного города Челябинска.
Ребята 4 группы-семьи изучили военную биографию Героев Советского Союза (рук. Маркова В.Р.).
Кроме рефератов, юные патриоты представили свои рассуждения в сочинениях «Кого я считаю Героем сегодня?», в рисунках «Вот они- герои!», в плакатах «Герои России» .
Поисково-творческий материал воспитанники защищали на уроке мужества «Герои Отечества»(авторы сценария Маркова В.Р., Рыбакова Л.Е., руководитель Раук В.В.)
Работа по проведению единого Дня Героев России показала, что тема «героизма», «патриотизма» близка и понятна воспитанникам, если они сами соприкасаются с материалами истории, с живыми участниками исторических событий, а также умением педагогов донести «пафос героической темы» не в назидательной форме, а на основе поисковой деятельности и осмысления ее значимости в сознании самих воспитанников.
«Система методов для вовлечения ребенка в игровую деятельность»
( Индивидуальный проект)
Прохорова К.О., педагог-организатор
МБУ Центр «Аистенок»
Содержание
1. Основная часть.
1.1.Актуальность и описание проблемного поля.
1.2.Цель и задачи проекта.
2. Этапы и механизмы реализации проекта.
2.1. План работы.
3. Количественно- качественная характеристика используемых ресурсов.
4.Результативность и эффективность проекта.
4.1.Развитие проекта.
5. Список используемой литературы.
6. Приложение.
1.Основная часть
1.1.Актуальность и описание проблемного поля

Игрой можно воспользоваться
для общеобразовательных целей.
Герберт Спенсер.
Чем механичней становится наша цивилизация, чем острее большинство из нас в «нормальной» взрослой жизни ощущают невозможность быть самим собой, чем больше мы превращаемся в функции, тем сильней становится страсть к игре. Причем к игре в любых её формах и проявлениях. Что же говорить о ребенке, для которого игра — естественная среда обитания, способ познания мира, путь развития личности.
В школе процесс обучения требует от ребенка активизации только одной функции- запоминания. А если уж мы ставим перед собой цель развивать личность , способную творчески решать поставленные задачи и вообще преобразовывать окружающую среду, то ответ на вопрос «как это сделать?» становится все более очевидным. Игра!
Попадая в игровое поле, ребенок перестает скучать или разрушать сизифов труд учителя, запихивающего непомерный багаж знаний в голову ученика. Учитель и ученик выходят из ролей надзирателя и узника исправительного учреждения. Они вместе начинают действовать в свободном пространстве, включаясь в процесс совместного познавания. Кроме того, протекая по правилам игры, обучение становится личностно переживаемым, следовательно, и личностно значимым.
Игра меняет болезненное отношение детей и учителей к оценкам. Система традиционных двоек-пятерок подавляет личность, которая в эти оценки никак не укладывается. А игра вносит дух состязательности, стремление найти в себе что-то новое, то, что можно с радостной гордостью предъявить другим. То есть она помогает найти ту самую бесценную и безусловную индивидуальность. Оказывается, что учиться – это интересно! Ребенок открывает самого себя и сам, добровольно подчиняясь лишь правилам игры, вплетает свое «я» в узор общекультурного пространства.
Игра- наиболее доступный и любимый детьми вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Способ, который позволяет педагогу многое узнать о личности ребенка, его внутреннем мире, его способностях и духовных ориентирах. Причем узнать незаметно для ребенка, в свободных, естественных условиях, при которых ребенок не старается показаться лучше, чем он есть на самом деле, не занимается «показухой» и демонстрацией, а совершенно искренне увлечен игрой, которая и выявляет его достоинства и недостатки. И тут же задача учителя, сориентировавшись, помочь учащемуся развить и по возможности скорректировать те или иные черты характера. Игра- это подлинно социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной является проблема использования игры в целях воспитания личности, раскрытия его внутренних резервов, формирования нравственных и интеллектуальных качеств личности. Но чем он старше, тем игра кажется каким- то непозволительным, даже постыдным занятием. Поэтому и возникает вопрос — как вовлечь ребенка в игровую деятельность?
Естественно, что пятилетний ребенок не сможет играть в «мафию» по лишь одной причине- в силу возрастных особенностей ему непонятна суть этой игры. Отсюда вытекают основные правила игровой деятельности:
1. Игра должна приносить ребенку радость, но она должна приносить радость и взрослому, который проводит игру.
2. Игра должна быть доступна. То есть, быть сориентированной на определенный возраст и иметь индивидуальный подход к ребенку.
3. Игра предполагает показывать в игровых ситуациях нормы человеческой культуры и поведения.
4. Игра должна проводиться в форме, учитывающей интересы ребят данного возраста.
5. Игра должна дать возможность реализовать себя каждому ребенку, реализовать свои творческие возможности.
6. Игра должна расширять кругозор ребенка, воспитывать его чувства, развивать его духовные начала. Поэтому можно использовать в играх и театральное действие, и музыку, и знания из самых различных отраслей и сторон жизни.
7. Необходимо создать в игре условия, чтоб ребенок побывал в позиции и ведомого, и ведущего.
Детские игры переходят из поколения в поколение и имеют не меньшее значение, чем сказки, песни, пословицы. Народные обычаи, древние ритуалы, суеверия продолжают жить в играх детей.
За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции каждого народа. Содержание многих игр может рассказать о быте и религии, трудовой деятельности людей, живущих в разных уголках Земли. Поэтому в рамках модуля комплексной программы фонда «Виктория» «Открытый мир» и тематического цикла детского дома «Мир вокруг нас, и мы в этом мире» мы решили реализовать вовлечение детей в игровую деятельность через изучения ими игр разных народов, инсценирования их и проведения. А итоги совместной деятельности ребят и взрослых будут представлены :
-на неделе игры. Группы- семьи по очереди каждый день собирают всех в зале и проводят игры своей страны. Это начальное введение ребят перед большим мероприятием.
-в спектакле- игре «Экспедиция в «как будто». Каждая семья инсценирует игру, подготавливает танец и костюм своей страны.
Какая же цель нашей деятельности?
1.2.Цель и задачи проекта.
Цель: Непосредственное вовлечение и развитие ребенка в условиях игровой деятельности.
Задачи: — Создать условия для совместного творчества и деятельности детей и педагогов.
— Изучить и подобрать детские игры разных стран,
-Посмотреть и подготовить танцы определенных народностей,
— Составить неделю игр разных стран,
— Организовать детей на итоговое КТД,
— Стимулировать познавательные процессы личности,
— Раскрыть творческие и интеллектуальные способности ребенка,
— Содействовать нравственному и эстетическому воспитанию детей.
2.Этапы и механизмы реализации проекта.

I Подготовительный.
• Проведение заседания творческого совета педагогов и воспитанников. Определение целей и задач тематического цикла. Предварительные наброски мероприятий. Распределение обязанностей.

— фотограф — Бабушкин Дима
— организатор- Любимова Алена
— актерская группа — Казакова Оксана
— Шваюн Коля
— Янов Кирилл
-Соколова Ира
-Исаечкин Саша
-Чугайнова Женя
-звукорежиссер- Загоруйко Ваня
-режиссер- Рассказова Н.В.
-хореограф- Чуднова Н.Г.
-педагог- организатор- Прохорова К.О.
-старший воспитатель- Раук В.В.(методическая помощь)
-зам.директора по учебно- воспитательной – Иванова Н.М.(методическая помощь)
-3 группа- семья
-воспитатели групп- семей

• Проинформировать детей о предстоящих событиях.
• Поиск художественного и документального материала (игр, танцев, костюмов, музыки)
• Написание сценария (взяли за основу сценарий спектакля-игры Лукашина «Нгабо- Бабо с планеты Бартыкайло» )

II Основной.
• Проведение недели игры. (Всю неделю, пока воспитанники на каникулах, проводятся игры разных стран. Тем самым ребята начинают погружаться в игровую атмосферу, изучать игры и проявлять себя организаторами и ведущими маленьких мероприятий.)
• Подготовка танца от каждой группы- семьи. От каждой семьи выбирается танцевальный актив, готовится танец и подбираются костюмы.
• Выбор игр для инсценировки на сцене и работа над ними. Воспитанники каждой семьи отбирают игру и думают, как её интересно и художественно показать остальным ребятам.
• Проведение репетиций спектакля- игры «Экспедиция в «как будто».

III Итоговый.
• Сводная репетиция спектакля- игры «Экспедиция в «как будто».
• Генеральная репетиция спектакля- игры «Экспедиция в «как будто».
• Спектакль- игра «Экспедиция в «как будто».
• Обсуждение мероприятия и подведение итогов.

Дата публикации: 19.04.2018

Comments are closed.