Определение подходов педагогических характеристик на детей, направленных в ПМПК

Роль взрослых, организующих воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, часто является определяющей в их дальнейшей судьбе. Именно от качества педагогического воздействия зависит вероятность компенсации нарушений в развитии либо усугубление трудностей обучения, поведения, в целом формирование негативного отношения к учебной деятельности.

Поскольку становление психики детей происходит под влиянием обучения и воспитания необходимо учитывать в оценке особенностей их развития информацию педагогов (учителей, воспитателей), представленную в педагогических характеристиках.

Поэтому для объективной интерпретации полученных результатов при обследовании детей с ограниченными возможностями здоровья в ПМПК значительную роль играет качество педагогических характеристик.

Целью данных методических рекомендаций (далее – рекомендации) является определение подходов, основных параметров при составлении педагогических характеристик на детей, направленных в ПМПК, которые имеют стойкие трудности в обучении, адаптации и поведении.

В рекомендациях представлены общие требования, рассмотрены вопросы о структуре, содержании характеристик, предложен список определений, сокращений, перечень аннотированных документов, которые необходимо знать педагогам.

Методические рекомендации адресованы прежде всего педагогам-психологам,  и воспитателям, но могут быть полезны и руководителям общеобразовательных учреждений, специалистам (учителя-логопеды, социальные педагоги), которые несут совместную ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общие требования к составлению педагогической характеристики на детей с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с современным законодательством обращение в ПМПК  законных представителей является добровольным и зависит от организационной работы педагогических коллективов общеобразовательных учреждений, в которых обучаются (воспитываются) дети, имеющие трудности в обучении и (или) нарушения в поведении.

Для направления детей в ПМПК необходимы достаточные основания. Согласно педагогической психологии обучение и воспитание определяется как двуединый процесс. С одной стороны, рассматриваются реакции ребенка на воздействие взрослого, а с другой стороны, педагогическая деятельность учителя (воспитателя), направленная на организацию, стимуляцию и управление развитием ребенка.

Несмотря на то, что обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности, они рассматриваются как совместная деятельность воспитателя и воспитуемого, обучающего и обучающегося, так как представляют собой ситуацию организованного общения.

Поэтому педагогические характеристики на детей, направленных в ПМПК, могут быть полезными при условии, что они соответствуют следующим требованиям:

1.Характеристика должна содержать обобщенные результаты наблюдения за обучающимся (воспитанником).

  1. Временные рамки наблюдения за ребенком должны соотноситься с учебным годом, меньшие сроки могут допускаться при выраженных нарушениях в развитии детей и необходимостью своевременного вмешательства в коррекцию организации учебно-воспитательного процесса.
  2. При составлении характеристики следует осуществлять подбор и систематизацию фактов, опираясь на наблюдения.
  3. Факты, описанные в характеристике, должны быть характерными для поведения данного ребенка и изложены последовательно.
  4. В характеристике следует избегать поверхностных оценочных суждений, указаний на личностные «недостатки». Например, ссылки на плохое поведение, нарушения дисциплины, несформированность учебных навыков должны быть обоснованы педагогическими мерами, направленными на организацию помощи ребенку с обязательным указанием ее результативности на протяжении всего периода обучения.
  5. В характеристике на ребенка с ОВЗ обязательно необходимо указывать положительные стороны его личности, интересы и способности.
  6. Педагогу не следует использовать специальные термины, обозначающие диагнозы, болезни и другие специфические особенности развития психики детей, так как это является компетенцией специалистов. Необходимо лишь указать причины пропусков (по состоянию здоровья, наблюдение или лечение у определенного врача и др.).
  7. Содержание характеристики должно быть согласовано со специалистами Центра (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог). Согласование характеристики с руководителем Центра не должно носить формальный характер, так как администрация учреждения несет ответственность за создание условий для психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.
  8. Структура и содержание характеристики должны соответствовать современным требованиям ведения педагогической документации: последовательность, четкость и краткость изложения, отсутствие противоречий в формулировках, обоснованность поставленной проблемы, наличие предложений по организации психолого-педагогической помощи ребенку в процессе дальнейшего обучения.

 

Рекомендации к структуре и содержанию педагогической характеристики

 

Характеристика

 

Дата составления:20.09.2018г.

Ф.И.О:   Л—  18.05.2002 г.р.

Место воспитания: МБУ Центр «А—»

Дата поступления в Центр:  09.09.2005 года из МУ СО СРЦ Ленинского района г.Ч—.

Мать: Я— 16.03.1979г.р. Лишена родительских прав решением Ленинского районного суда г. Ч— от 13.07.2005г (имеет значение информация о семье ребенка. Поэтому необходимо дать сведения о составе семьи, об уровне образования родителей, их участии в воспитании детей).

Отец:  —

Особенности периода адаптации: Адаптация достаточно спокойно. В контакт вступал без желания, на любые просьбы или предложения были отказные реакции. В результате педагогического воздействия  постепенно успокоился и стал общаться с воспитанниками и воспитателями.

Физическое развитие и состояние здоровья: II группа здоровья.

Обследование ОПМПк (ПМПк): ГБОУ  ОЦДиК  21.02.2013г  Коллегиальное заключение № 49.

Место обучения: МБОУ СОШ №127 10 класс по программе ОБУПС С(К)ОУ IVвида. (На обучающегося ребенка в школе необходимо указать общий год обучения, в каком классе оставался на повторное обучение. Например, ученик 3 класса может обучаться пятый год, так как повторно был оставлен во 2 и 3 классах, обязательно необходимо указать вид общеобразовательной программы).

Интеллектуальное развитие: память, мышление, внимание, речь ниже возрастной нормы. Активный и пассивный словари ограничены, установление причинно-следственных связей дается с трудом,  умеет рассуждать и делать несложные выводы. Речь не выразительная, не грамотная, эмоционально окрашена. (Этот раздел должен содержать ответы на следующие вопросы: снижение объема материала, увеличение сроков на выполнение заданий, поэтапное предъявление инструкций, ориентировка на практическую значимость, увеличение и разнообразие наглядного материала, оценивание результатов по этапам и с учетом затрат усилий ребенка, даже при условии неверных ответов и др.)

Способности: Уровень развития общих умственных способностей не соответствует возрасту. Мотивация к обучению низкая. Постоянно поступают жалобы из школы о пропусках уроков без уважительной причины и поведении на уроках и переменах. (Этот раздел должен содержать ответы на следующие вопросы: что освоил ребенок, как относится к своим неудачам, какие виды помощи применялись педагогом для преодоления трудностей учащегося, какие результаты достигнуты).

Эмоциональные проявления: эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность, раздражительность.

Волевые качества: средние. Трудится не любит, но с удовольствием оказывает посильную помощь по просьбе воспитателей и сотрудников Центра.

Отношение к коллективу: в контактах с взрослыми избирателен, нуждается в одобрении и внимании со стороны взрослого. Способен установить глубокий эмоциональный контакт но с ограниченным кругом лиц. С остальными общение носит не продуктивный характер, на критику в свой адрес может реагировать не адекватно. С ровесниками старается отношения строить ровно. Общаться предпочитает со старшими воспитанниками. (Необходимо отметить формы общения со сверстниками и педагогами )

Уровень притязаний и самооценка: самооценка завышена.  Несмотря на это раним, критика может восприниматься как личное оскорбление.

Морально-этические качества: склонен к нарушению режима дня. Санитарно-гигиенические навыки сформированы, но необходим контроль со стороны взрослых. (Необходимо отметить внешний вид ребенка (опрятность, неряшливость, аккуратность), уровень культурно-гигиенических навыков).

Особенности личности: скрытен, лжив. Имеет вредные привычки: курение.

Пробует все возможные модели поведения для достижения уважения и принятия старшими воспитанниками. Имея завышенную самооценку, пытается показать себя лидером, но воспитанники не воспринимают его как «сильную личность». В следствие этого ведом, легко поддается негативному влиянию. В общественной и творческой жизни Центра участие принимает редко, посещает кружок «Домашний Мастер». В последнее время поведение меняется в лучшую сторону. Учебная мотивация стала выше, (Необходимо отметить особенности поведения, так как эти характеристики способствуют более полному пониманию причин трудностей в обучении и адаптации в детском коллективе).

 

Педагог-психолог

 

 

К структуре характеристики нет определенных требований, в связи с этим предлагается Памятка

для использования при составлении характеристик на  детей с ОВЗ:

— общительный или замкнутый, легко идет на контакт, отказывается от совместной работы, адекватно (неадекватно) воспринимает учебную ситуацию, взаимодействие затруднено, не понимает смысл задания, испытывает затруднения в общении и др.;

— активный, подвижный, вялый, инертный, пассивный, медлительный, легко возбудимый, неуравновешенный, спокойный, заторможенный, плаксивый, др.;

— быстро (медленно) реагирует на замечания, принимает помощь, не переключается в новые условия задачи и др.;

— преобладает настроение жизнерадостное, подавленное, угрюмое, реагирует без особых эмоций, отмечаются частые колебания настроения без видимых причин, др.;

— проявляет настойчивость в преодолении трудностей или отказывается от выполнения заданий, преобладает пассивность в действиях, др.;

— обращается за помощью, использует ее или помощь неэффективна;

— отношение к сверстникам дружелюбное, негативное, проявляет агрессивность без видимых причин, проявляет уважение к взрослым или грубость, нецензурные выражения и др.;

— проявляет организаторские способности в трудовых или иных действиях, отказывается от поручений, не подчиняется правилам в игровой деятельности и др.;

— откликается на поощрения, принимает замечания, старается их исправить или наоборот;

— принимает помощь детей, нуждается в постоянном контроле за поведением (учебной деятельностью), др.;

— активность речевого общения снижена, избегает речевого контакта, взгляда в глаза, не реагирует на речевые замечания, не умеет дать словесный отчет о проделанной учебной работе, др.;

— внешний вид неряшливый, в том числе учебники, тетради, культурно-гигиенические навыки сформированы недостаточно и др.;

— преобладает слуховое, зрительное, тактильное запоминание с показом наглядного материала, преобладает механический тип запоминания (нуждается в многократном повторении), объем кратковременной памяти достаточный (недостаточный), нуждается в многократном и поэтапном повторении инструкций с показом образца (алгоритм действий), быстро забывает, воспроизводит материал с пропусками, искажениями, придумывает, фантазирует и др.;

— внимание неустойчивое, не умеет сосредоточиться на вопросе, не дослушивает до конца инструкцию, действует хаотично, спонтанно, с трудом переключается в новые условия, отвлекается на посторонние шумы, прислушивается к ним, не умеет самостоятельно контролировать свои действия и др.

— с трудом или не умеет самостоятельно сравнивать понятия, классифицировать, систематизировать их, не умеет определять причинно-следственные закономерности и др.;

— в интеллектуальной деятельности преобладают действия с опорой на конкретные ситуации, с трудом понимает логические связи, нуждается в дополнительном разъяснении с привлечением наглядного материала и др.;

— имеет представления о сенсорных эталонах (величина, форма, цвет) или фрагментарные знания;

— понимает закономерности временных отношений (смена времен года, дней недели, частей суток);

— ориентируется (не ориентируется) в пространственных отношениях, в том числе на листе бумаги, на доске, др.;

— в учебной деятельности преобладают игровые действия, темп работы быстрый, действует спонтанно, не дослушивает инструкцию, или медленно включается в работу, быстро устает, отказывается завершать задание, не заинтересован в результате, нуждается в дополнительных паузах для отдыха, жалуется на плохое самочувствие (головная боль, сонливость и др.).

 

Сокращения, обозначения, определения

ОВЗ — ограниченные возможности здоровья;

ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия;

ПМПк — психолого-медико-педагогический консилиум школы;

ДЦП — детский церебральный паралич;

МКБ-10 — Международная классификация болезней десятого пересмотра;

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения;

ВОС — Всероссийское общество слепых;

ВОГ — Всероссийское общество глухих;

РДА — ранний детский аутизм;

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности;

ОНР — общее недоразвитие речи;

ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

ИКТ — информационно-коммуникативные технологии;

СКОУ VIII вида — специальное (коррекционное) образовательное учреждение (для детей с нарушениями интеллектуальной сферы);

ЛФК — лечебная физкультура;

ЗПР — задержки психического развития (термин специальной педагогики, медицинский диагноз устарел);

ЗУН — знания, умения, навыки;

ОС — образовательные стандарты.

Специальное (коррекционное) обучение осуществляется в рамках системы специального образования по следующим видам:

I вид — для детей с тяжелыми нарушениями слуха (глухие дети);

II вид — для детей слабослышащих;

III вид — для детей с тяжелыми нарушениями зрения (слепые дети);

IV вид — для детей слабовидящих;

V вид — для детей с тяжелыми нарушениями речи;

VI вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII вид — для детей с расстройствами отдельных учебных навыков или учебной деятельности в целом (в соответствии с МКБ-10, дети с задержками психического развития рассматривались в устаревшей классификации болезней, МКБ-9);

VIII вид — для детей с нарушениями интеллектуальной деятельности (умственно отсталые дети).

Компенсирующее обучение — предусматривает организацию психолого-педагогической помощи детям в условиях общеобразовательного учреждения, которые не охвачены системой специального образования, не имеют стойких нарушений в развитии, но могут находиться в  трудных жизненных ситуациях.

Коррекционное обучение — организация специального обучения о путях, способах и средствах преодоления нарушений в развитии, применения полученных знаний в практических действиях, жизненном опыте ребенка. Основная цель коррекционного обучения — формирование механизмов компенсации нарушенных функций     на учебном материале.

Коррекционное развитие — преодоление недостатков интеллектуального, эмоционального, личностного развития ребенка, препятствующих учебно-воспитательному процессу, совершенствование сохранных сенсорных и познавательных функций, с помощью которых обучающийся может осваивать образовательные стандарты.

Интегрированное образование — совместное обучение в общеобразовательных учреждениях здоровых детей и детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование — качественный уровень интегрированного обучения, при котором в ОУ должны быть созданы специальные условия для коррекционного образования, развивающей и доступной среды. Инклюзивное образование предполагает наличие специального оборудования, дидактического материала, специального учебно-методического комплекса, наличие учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, других специалистов в соответствии с образовательными потребностями детей с ОВЗ и рекомендациями ПМПК.

 

Список использованных источников

 

  1. Введение в психодиагностику /К.М. Гуревич, Е.М. Борисова.- М. 2000.
  2. Диагностика и коррекция задержки психического развития /под ред. С.Г. Шевченко.-М.: Аркти, 2001.
  3. Диагностика и коррекция умственного развития /А.К. Маркова, А.Г. Лидерс, Е.Л. Яковлева. — Петрозаводск, 1992.
  4. Дифференциальная диагностика детей с нарушениями развития. Методическое пособие /сост. Картухина Г.Н. — Южно-Сахалинск, изд-во СОИПиПКК, 2005.
  5. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). — М. В.Секачев, 2007.
  6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
  7. Лубовский В.И. Научные и практические проблемы работы медико-педагогических комиссии //Дефектология.- 1988. — №1.
  8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия». 2003.- 384 с.
  9. Методические рекомендации. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях /сост. Картухина Г.Н. — Южно-Сахалинск, изд-во СОИПиПКК, 2005.
  10. Методические рекомендации. Компенсирующее обучение в общеобразовательных учреждениях /Сост. Картухина Г.Н. — Южно-Сахалинск, изд-во СОИПиПКК, 2007. 29 с.
  11. Новые подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта, их реализация в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы). — Боровичи, 2002.
  12. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Новые учебные программы и методические материалы /Под ред. А.М. Щербаковой. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
  13. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики пстопсихологии. — М., 2001.
  14. Усанова О.Н. Комплект практических материалов «Лилия» для профилактики, диагностики и коррекции психического развития детей. — М., 1994.
  15. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: Гуманит. изд-во центр ВЛАДОС, 2001.- 136 с. — Коррекционная педагогика.
  16. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.
  17. Сатарова Л.А., 2009. Компетентность в области инклюзии как одно из условий успешной модернизации образования (http://www.edit.muh.ru/content)/.
  18. Http://cor-edu.irsot.ru.
  19. unosmirnih.ru/files/uno/special/pmpk/recomendations.rtf