Программа постинтернатного сопровождения выпускников

Программа постинтернатного сопровождения выпускников

Активный поиск решения проблем выпускников Центра привел к  необходимости создания программы социализации и интеграции воспитанников Центра в общество «Аистята».

Целью программы  является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников Центра для успешной социальной и профессиональной адаптации в постинтернатный период до 23 лет.

Срок реализации программы: 5 лет

Возраст: 18-23 года

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— разработка и реализация индивидуальных планов сопровождения выпускников;

— защита прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— оказание помощи в сборе или оформлении необходимых документов;

— оказание помощи во взаимодействии с учреждениями социума;

— оказание всесторонней поддержки выпускникам и экстренной помощи (в случае возникновения);

— оказание помощи в трудоустройстве выпускников;

-оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций, обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Формы взаимодействия:

Кураторство, индивидуальное консультирование, общение по телефону, правовое и профориентационное консультирование, оказание психологической и материальной помощи, содействие в трудоустройстве и обучении, посещение выпускников и др.

Методы работы, используемые в программе:

—  теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;

—  методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);

— практические методы: социально — психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);

— метод социологического исследования по адаптации выпускников;

— методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности).

Техники работы, используемые в программе:

  • самораскрытия;
  • убеждения;
  • установления логических взаимосвязей;
  • разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;
  • выявления социального «Я»;
  • обучения поиску информации.

Участники сопровождения: воспитанники, родственники воспитанников.

Постинтернатное сопровождение осуществляют специалисты разного профиля: директор детского дома, заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, воспитатель, педагог-организатор.

Структура деятельности педагогического коллектива по организации постинтернатного сопровождения выпускников

Директор

  • Осуществляет общее руководство реализации программы;
  • Координация и контроль выполнения программы.

Заместитель директора

  • Корректировка составляющих элементов программы;
  • Координация действий службы сопровождения;
  • Организация взаимодействия участников процесса сопровождения;
  • Анализ и обобщение результатов реализации программы.

Социальный педагог

  • Обеспечение соблюдения прав детей – сирот и выпускников Центра (жилищных и иных);
  • Защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускник в правозащитных и административных органах;
  • Создание условий для успешной социально-психологической адаптации в социуме;
  • Социально — педагогическое консультирование выпускников детского дома;
  • Оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве;
  • Социально-правовое просвещение выпускников;
  • Оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;
  • Осуществляет комплекс мероприятий по индивидуальному сопровождению выпускников Центра.
  • Организация юридических консультаций для выпускников и воспитанников детских сиротских учреждений по вопросам улучшения жилищных условий.

Педагог-психолог

  • Осуществление психолого-педагогического просвещения воспитанников,

обучение их приемами самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как основополагающими умениями для успешной социализации и самореализации выпускника;

  • Содействие повышению уровня самооценки воспитанника, обретению уверенности в себе, осознанию ответственности за свои поступки, обучению навыкам конструктивного общения, творческого мышления, преодолению кризисных ситуаций, избеганию асоциальных соблазнов.
  • Осуществление мониторинга процессов постинтернатной адаптации и интеграции выпускников Центра в общество;
  • Составление и реализация индивидуального плана сопровождения выпускника Центра.

Воспитатель

  • Оказание необходимой помощи и поддержки выпускнику в процессе адаптации его к новым условиям самостоятельного жизнеустройства в стремлении справиться со сложными жизненными ситуациями;
  • Коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;
  • Коррекция и развитие социальной компетентности, житейских умений и навыков выпускников Центра;
  • Оказание помощи в профессиональном самоопределении;
  • Формирование адаптивных механизмов, позволяющих выпускнику приспособиться к жизни после выхода из Центра;
  • Организация досуга воспитанников;
  • Привлечение выпускников к участию в районных мероприятиях и конкурсах.

Медицинский работник

  • Определение медицинских ограничений профессиональной пригодности выпускников детского дома;
  • Организация здорового пространства;
  • Подготовка к семейной жизни;
  • Профилактика вредных привычек;
  • Консультации по вопросам медицинского характера.

Ожидаемый результат:

  1. Готовность к самостоятельной жизни.
  2. Умение взаимодействовать в социуме (коммуникативная компетентность).
  3. Развитое самосознание, ответственность, умение принимать решения.
  4. Потребность в здоровом образе жизни.
  5. Профессиональная и трудовая самореализация.

Основные направления работы:

1.Социально-педагогическая диагностика

2.Социально-педагогическое консультирование

3.Социально-профилактическая работа

4.Социальное воспитание

  1. Защита прав и интересов выпускников

Раздел 1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.

Содержание деятельности:

  • выявление у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;
  • изучение социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, — образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);
  • изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);
  • изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;
  • определение развитости «социальной сети» выпускника.

Раздел 2. Социально-педагогическое консультирование

Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.

Индивидуальное консультирование — оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.

Содержание деятельности:

  • оказание помощи в затруднительных ситуациях;
  • совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;
  • работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, «социальной сети» (составление индивидуального плана реконструкции «социальной сети»);
  • составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;
  • оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.

Раздел 3. Социально-профилактическая работа

Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.

Содержание деятельности:

  • консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;
  • работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой «социальной сети», если таковая отсутствует;
  • оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;
  • социально-правовое просвещение выпускников;
  • профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);
  • профилактика межличностных конфликтов.

Раздел 4.Социальное воспитание

Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации.

Содержание деятельности:

  • работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы);
  • коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и т.д.);
  • коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т.д.);
  • коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;
  • работа над реконструкцией и поддержанием «социальной сети».

Раздел 5. Защита прав и интересов выпускников

Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.

Содержание деятельности:

  • решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;
  • помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;
  • представительство в правозащитных и административных органах;
  • оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;
  • оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.

Концепция Программы базируется на следующих принципах:

— целесообразности

— системности

— комплексности

— личностного подхода

Принцип целесообразности выражается в определении цели, на достижение которой направлена программа. В данном случае цель, выступая прообразом желаемого результата, заключается в формировании жизнеспособной личности воспитуемого/сопровождаемого/.

Жизнеспособность определяется как интегрированное качество личности, совокупность ценностных ориентаций, личностных особенностей, разносторонних способностей, базовых знаний, позволяющих ей успешно функционировать и гармонично развиваться в динамично меняющемся социуме.

Для повышения жизнеспособности выпускников необходимо формировать у них в процессе постинтернатного сопровождения такие качества как:

— независимость (антидогматизм) мышления;

— способность приобретать новый позитивный опыт;

— веру в себя, свои силы;

— устремленность в будущее и адекватное представление о нем;

— умение позитивно организовать свой досуг, приверженность здоровому и активному образу жизни;

— адекватный способностям уровень образовательных и профессиональных притязаний;

— развитая коммуникативность;

— умение нести личную ответственность за свои поступки и свое благополучие.

Структура ключевых компетентностей выпускников Центра должна включать:

— компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

— компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности (выполнение ролей гражданина, семьянина, избирателя, потребителя);

— компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации);

— компетентность в бытовой сфере, включающая аспекты собственного здоровья, семейного бытия;

— компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности,
включающая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.

Принцип системности выражается в создании целостной системы элементов, объединенных прямыми и обратными связями, образующими структуру системы.

Потребности выпускников детского дома разнообразны и имеют широкий социальный спектр, системное взаимодействие различных заинтересованных структур:

Образовательные учреждения. Участие в воспитательном процессе. Совместное решение по вопросам прохождению практики и трудоустройству. Сбор информации о выпускниках Центра (посещение учебных заведений, звонки, переписка).

Правоохранительные и исполнительные органы. Сбор информации по данной категории воспитанников. Выработка норм поведения. Юридические консультации. Участие в мероприятиях.

Органы исполнительной власти. Решение жилищного вопроса: предоставление жилплощади, работа по постановке на учет и выдача жилищных сертификатов.

Коммунальные службы. Оказание помощи в ремонте жилья выпускников. Работа с задолженностью выпускников по коммунальным платежам.

Центр занятости населения. Постановка на учет, трудоустройство. Обучение на курсах, предлагаемых в ЦЗН.

Управление по труду и социальной защите населения. Оформление статуса малоимущего (другой льготной категории), получение социальных льгот (пособия, субсидия и т.д.)

Учреждения здравоохранения. Предоставление сведений о состоянии здоровья, нахождение на учете. Контроль за сохранением здоровья.

Управление по культуре и молодежной политике. (Центр молодежных инициатив. Центр досуга и народного творчества). Помощь в организации досуга и отдыха: привлечение выпускников в молодежные клубы, общественные организации, организация молодежных активов. Создание территории общения. Духовно-нравственное просвещение.

Управление по физической культуре и спорту. Организация досуга выпускников. Вовлечение в спортивно-массовые мероприятия и соревнования.

СМИ (сайт Центра «Аистёнок»). Демонстрация положительного опыта социальной адаптации выпускников.

Пенсионный фонд. Оформление пенсий выпускникам, продолжающим обучение.

Принцип комплексности подразумевает всесторонний охват исследуемого явления с учетом тенденций развития и взаимодействия с внешней средой. Внешняя среда в данном случае представлена обществом в целом и отдельными его структурными компонентами, среди которых можно выделить как позитивные, так и негативные факторы влияния

Принцип личностного подхода, или наиболее полного использования личностного потенциала выпускника в процессе постинтернатного сопровождения: важно оценивать, каков человек, но не менее важно исследовать, каким он может стать.

Оценить адаптационные возможности личности, возможно через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации. К данным характеристикам следует отнести:

— уровень нервно-психической устойчивости,

— самооценки личности,

— уровень социальной поддержки (ощущение значимости для окружающих)

— уровень конфликтности,

— наличие опыта общения,

— степень ориентации на общепринятые нормы поведения и требования коллектива.

Чем выше показатели перечисленных характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться.

Алгоритм постинтернатного сопровождения выпускников

Выход из учреждения означает для ребёнка, оставшегося без попечения родителей, начало самостоятельной жизни, в которой на первый план выходят проблемы социальной адаптации.

Социальная адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение социального статуса, места в социальной структуре общества (О.И. Зотова, И.К. Кряжева).

Содержание социальной адаптации затрагивает следующие категории: социальный статус, профессиональное самоопределение, сформированность социально значимых способностей, качеств; положение в обществе, в системе межличностных отношений ближайшего социального окружения; характерологические особенности и качества личности; возможность проявления индивидуальности.

Алгоритм сопровождения выпускников состоит из следующих этапов: подготовительный, деятельностный, постинтернатное сопровождение.

Необходимо использовать дифференцированный подход в работе с выпускниками.

Этап 1 – подготовительный

Задачей подготовительного этапа является сбор и систематизация информации о проблемах выпускников в постинтернатной жизни, определение методов решения данных проблем.

Шаг 1. Сбор информации о выпускнике: учёба, работа, место жительства (фактическое и закреплённое).

Для сбора информации используется:

— личное дело выпускника Центра;

— беседы с воспитателями;

— информация от родственников;

— информация, полученная в ходе обследования ЖБУ;

— индивидуальные беседы с выпускниками.

Шаг. 2. Составление базы данных.

На основе полученной информации составляется база данных о выпускниках Центра, где отражается:

  1. Ф.И.О.
  2. Дата рождения
  3. Место проживания
  4. Место обучения
  5. Место учёбы/работы
  6. Выявленные проблемы.

По мере поступления дополнительной информации о выпускниках в базу данных вносятся изменения.

Шаг 3. Проведение обследования жилищно-бытовых условий. Для получения объективной информации о жизнедеятельности выпускника, социальным педагогом проводится обследование жилищно-бытовых условий, результаты которого фиксируются в специально установленной форме.

Шаг 4. Заполнение социально-педагогической анкеты. Социально-педагогическая анкета позволяет получить информацию об основных трудностях и проблемах выпускника. В процессе заполнения анкеты необходимо выяснить, прежде всего, интересы, потребности и возможности выпускника. Позиция педагога выражается в поддержке, пробуждении ресурсов, актуализации средств и способов достижения поставленной цели.

Шаг 5. Обращение в службу выпускника. При установлении социального патроната над выпускником требуется его согласие.

Постинтернатное сопровождение осуществляют педагоги и воспитатели Центра.

Шаг 6. Заполнение индивидуальных планов постинтернатного сопровождения. После определения круга проблем выпускника, заполняется индивидуальный план постинтернатного сопровождения, в котором предусматривается участие органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и других институтов гражданского сообщества. Для оказания помощи и поддержки выпускникам к сотрудничеству привлекаются различные внешние структуры, выстраивается пространство межведомственного взаимодействия с заинтересованными социальными партнёрами. Заключены договора о сотрудничестве для обеспечения успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации.

Этап 2 – Деятельностный (основной) этап

Задачей деятельностного этапа является защита прав и интересов выпускников, реализация индивидуального плана постинтернатного сопровождения с участием муниципальной власти, общественных организаций и других институтов. Оказывается помощь выпускникам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильём, получением образования, трудоустройством, оказание ему юридической и медицинской помощи.

Межведомственное взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти. Для привлечения внешних структур администрацией Центра организуются встречи с руководителями, направляются письма, ходатайства, осуществляются посещения, телефонные переговоры, организуются круглые столы с обозначением основных проблем и методов их решения в стенах учреждения.

Защита социальных прав.

Основной задачей службы постинтернатного сопровождения является информирование выпускников об их правах, и контроль за соблюдением данных прав.

В числе социальных гарантий, контролируемых учреждением, находятся:

  1. Получение жилья.
  2. Бесплатное обучение и государственное обеспечение во время обучения.
  3. Пенсии, пособия.

Социальные педагоги Центра собирают информацию о жилье. Посещают квартиры, закреплённые за выпускниками, составляя акты обследования жилищно-бытовых условий. В случае отсутствия жилья, выпускник помещается для временного проживания в гостевую комнату.

Оказывается помощь в переоформлении пенсий.

Осуществляется сбор информации о месте обучения, получении ими государственных пособий. В случае выявлении нарушений, социальные педагоги оказывают содействие в разрешении конфликтной ситуации.

Юридическая помощь. Одной из основных задач Центра является оказание помощи в защите прав и законных интересов выпускника. Выпускникам оказывается помощь в составлении ходатайств, жалоб, исковых заявлений. Работа постинтернатного сопровождения подразумевает помощь в получении, замене, восстановлении утраченных документов, помощь в получении жилья, отстаивании своих прав на закреплённое жильё.

Мероприятия по юридической защите повышают юридическую грамотность и компетентность выпускников, позволяют самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях и, без проведения данной работы невозможна успешная адаптация выпускника в современном обществе.

Трудовая адаптация

Решение проблем трудоустройства является частью адаптационного процесса. Очень важно, чтобы бывший воспитанник Центра, условия, проживания которого отличаются от сверстников, правильно сориентировался, выбрал профессию по своим интересам, возможностям, затем успешно устроился на работу.

Большая часть выпускников обучаются в системе начального профессионального образования. Специалисты Центра взаимодействуют с мастерами начального профессионального образования.

Для неработающих выпускников специалистами учреждения создаются условия для активизации участия выпускника в своём трудоустройстве:

— индивидуальные беседы по выбору профессии и формированию адекватного понимания выпускником своих профессиональных возможностей и соответствующей им оплаты труда.

— сотрудничество службы с центром занятости населения. Это помощь в подготовке документов для трудоустройства или на получение пособия по безработице.

— мероприятия специалистов учреждения по трудовой адаптации позволяют выпускникам решить вопросы трудоустройства и быть полноправными, материально независимыми членами общества.

Психологическая помощь

Педагогом-психологом проводится комплексное изучение уровня социальных навыков, социальных сетей, уровня социальной адаптации. Также проводится диагностика профессиональной направленности и профпригодности.

Педагог-психолог проводит лекции с выпускниками, индивидуальные беседы, осуществляет консультирование. Проводится коррекция сферы профессионального самоопределения. Специалистами организуются упражнения и игры, направленные на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия, повышение самооценки и уверенности в себе, развитие самостоятельности.

Создание среды позитивного общения

После выпуска из Центра, выпускники испытывают дефицит положительного общения. Для решения этой задачи необходимо организовать условия для установления выпускником новых контактов путём привлечения его к разнообразным занятиям, повышения его общественного статуса, уровня образования и развития интеллекта, расширение круга общения. Проведение комплекса мероприятий по вовлечению выпускников в позитивную среду общения могут включать следующие методы и формы работы: индивидуальные занятия и коллективное общение, включающее встречи, совместный развивающий досуг, участие в общественно полезном труде, спортивно-массовых мероприятиях.

Этап 3 – Мониторинг.

Мониторинговое сопровождение становится возможным при наличии нормальных условий жизни, трудоустройстве выпускника на постоянную работу со стабильным заработком, а также личностной зрелости выпускника, наличии развитой социально-поддерживающей сети (родственники, друзья, значимые люди).

Отслеживание социальной адаптации выпускника Центра осуществляется по следующим показателям:

— социальное положение (образование, трудоустройство);

-средства к существованию (стипендия, заработная плата, сберегательная книжка, социальные выплаты);

-семейное положение (женат/холост/замужем/незамужем; состав семьи, психологический климат);

— законопослушность (правонарушения, алкоголизм, токсикомания и т.д.);

— жилищно-бытовые условия (состояние жилья, сохранность имущества, оплата коммунальных услуг);

— круг общения (отношения с друзьями, детьми Центра и выпускниками).

Помощь в организации досуга и отдыха. Привлечение выпускников для участия в коллективных творческих мероприятиях Центра.

Критерии успеха выпускников

— независимость  мышления;

— веру в себя, свои силы;

— способность приобретать новый позитивный опыт;

— устремленность в будущее и адекватное представление о нем;

— умение позитивно организовать свой досуг, приверженность здоровому и активному образу жизни;

— адекватный способностям уровень образовательных и профессиональных притязаний;

— развитая коммуникативность;

— умение нести личную ответственность за свои поступки и свое благополучие и др.